Основная задача психологической подготовки – это формирование профессиональных и личных качеств, позволяющих успешно выполнять служебные задачи в экстремальных ситуациях. Известно, что отсутствие профессиональных знаний, навыков, неспособность предвидеть сложные ситуации в работе приводит к возникновению дистресса. Поэтому основное направление подготовки связано с повышением уровня профессионального мастерства.

Различают три вида психологической подготовки: общую, специальную и целевую.

Общая предполагает ознакомление сотрудников охраны с криминальной обстановкой в стране, городе, районе; с типичными приемами, способами и средствами совершения преступлений.

Специальная направлена на выработку устойчивости охранника применительно к тем или иным видам преступных посягательств, ознакомление с конкретными ситуациями посягательств и факторами, вызывающими стресс. Такие задачи решаются в процессе занятий по боевой и физической подготовке, при решении проблемных ситуаций, отражающих специфику деятельности охранных предприятий.

Особо следует отметить, что психологическая подготовка является составной частью комплексного обучения сотрудников охраны и сыска. Важной составляющей психологической подготовки является приобретение теоретических знаний, которые оказывают существенную помощь охранникам в их профессиональной деятельности.

Учет особенностей человеческого восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы, знание социально-психологических законов позволяет сотрудникам охраны адекватно понимать других людей, общаться с ними. Однако сами по себе психологические знания ещё не дают возможности успешно использовать их на практике. Для этого необходимы навыки и умения, которые приобретаются в ходе практических занятий с помощью специальных психотехнических приемов.

Психологический тренинг позволяет преобразовать теоретические знания в личный опыт, что обеспечивает более эффективное взаимодействие с окружающей средой. Очень важно, чтобы практические занятия проходили под руководством опытного психолога, тогда навыки и умения формируются правильно и быстро. Самостоятельная подготовка, при ее правильной организации, также может дать неплохие результаты.

Для примера рассмотрим формирование некоторых психологических особенностей подробнее.

Психология общения.

Сотрудник охраны при выполнении служебных обязанностей общается с большим числом людей, вступая с ними в служебные отношения. В процессе общения человек обменивается с другими людьми информацией, воспринимает их, организует взаимодействие. Можно выделить несколько уровней общения:

  • Общения частного охранника с клиентами.
  • Общение со служащими данной организации.
  • Общение с сотрудниками охранных предприятий.

Каждый из этих уровней общения имеет свою специфику, связанную с реализацией охранником определенной социальной роли, в которой закреплены его права и обязанности.

Одно дело общаться с товарищем, совсем другое – с начальником. Успех в работе, самочувствие на работе, продвижение по службе во многом зависят от умения сотрудника охраны общаться с людьми.

Отличительной особенностью деятельности охранника является быстрая ориентировка в личности незнакомого человека.

Сильнее психологическое воздействие на человека способна оказывать речь, которая несет в общении основную смысловую и эмоциональную нагрузку. Большую информацию о мнениях и эмоциях можно получить в процессе разговора при помощи визуального наблюдения за жестами, мимикой, движениями глаз противника.

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо, прежде всего, сформировать у себя установку на психологический контакт с противником, готовность согласию.

Психотехника доверительного общения заключается в управляемом изменении отношения противника в процессе разговора к своему оппоненту, то есть развития взаимных отношений сотрудничества.

Психологические барьеры при установлении психологического контакта могут возникать по причинам:

  • различия в мировоззрении, сформировавшихся убеждений;
  • разного вида видения ситуации общения и личного собеседования, социального и профессионального различия;
  • профессиональных особенностей лиц – источников информации;
  • определенных затруднений в установлении психологического контакта;
  • уровня доверительности в отношении.

На возможность установления психологического контакта влияют: потребности жизнеобеспечения, потребность в эмоциональной близости, потребность в оценке и достижениях.

Распоряжаться инициативой в контакте с противником намного продуктивнее, чем ею владеть. В определенных аспектах отношений необходимо предоставить инициативу противнику, особенно в вопросах, где он является специалистом. Когда противник видит интерес к своей позиции, он определяет возможную степень совладения позиций между собой и оппонентом.

Остановимся на проблемах межличностного отношения в коллективе. Персонал большинства предприятий относится к сотрудникам охраны не совсем благожелательно. Это вызвано тем, что со стороны трудно «понять, чем они занимаются». Они видят, что молодой, здоровый мужчина просто сидит или стоит и ничего не делает. Не видна работа, нет реального конфликта, не видна атакующая сторона, от которой охрана защищает собственность и людей, не слышно взрывов гранат и треска автоматных очередей. Срабатывает стереотип: если все тихо, то зачем охрана; если что-то случится, то где она была. В этих условиях задача сотрудника охраны в том, чтобы своим поведением, внешним видом, вызвать уважение со стороны персонала предприятия, убедить их в своем профессионализме и в том, что он выполняет нужную для них работу.

При рассмотрении отношения частного охранника к деятельности можно выделить четыре мотива:

Заинтересованность в конечном результате (Р). Он реализуется в обеспечении собственной безопасности и безопасности охраняемых объектов.

Привлекательность самой деятельности (П). Работа нравится только в том случае, если нравится сам процесс и условия труда. Чаще всего сотрудники называют следующие привлекательные элементы в своей деятельности: режим работы, отсутствие физического труда, вознаграждение, возможность покомандовать людьми, необходимость поддержания себя в хорошей спортивной форме, риск. Из перечисленных привлекательных сторон деятельности почти нет таких, которые непосредственно влияли бы на конечный результат. Материальное и моральное вознаграждение (В). Работа охранника должна вознаграждаться так, чтобы удовлетворялись основные потребности сотрудника и его семьи.

Давление извне (Д). Сам человек не заинтересован в деятельности, но выполняет ее потому, что боится наступления различных негативных последствий.

Если исходить из пяти баллов в оценке мотивации труда, то формула для среднего частного охранника будет выглядеть примерно так: Р 2-3, П 2-3, В 5, Д 3. Это означает, что охранник в общих чертах представляет цель своей деятельности, считает, что в работе есть положительные элементы, но столько же отрицательных. Работает он за деньги и боится их потерять. Если основной мотив (В) переходить в цель, сотрудник охраны может превратиться в свою противоположность.

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудник охраны должен быть уверенным в себе, сдержанным, скромным, вежливым. Отрицательное мнение складывается об охраннике самоуверенном, грубом, мрачном, суетливом, излишне раскованном. Эти качества личности проявляются в таких элементах поведения, как громкий разговор или смех, нецензурные выражения, курение в неположенном месте, излишне раскрепощенная манера сидеть, стоять и т.п. Форма обращений и приветствий во многом зависит от возраста людей, их служебного положения, положения в обществе. Если раньше наиболее распространенной формой обращения к мужчинам и женщинам было слово «товарищ», то теперь говорят «господа», «дамы». Поскольку старая форма обращения уже не воспринимается, а новые еще не привились, то лучше обращаться к знакомым по имени и отчеству, а к незнакомым использовать выражение такого типа: «Простите, пожалуйста, по какому Вы к нам вопросу?» При встрече служащих фирмы или посетителей сотрудник охраны приветствует их. Приветствие может сопровождаться рукопожатием. Оно должно быть достаточно энергичным, но не излишне крепким.

В качестве примера специальной психологической подготовки рассмотрим, реакцию на опасность.

Пока человек находится в привычной для него обстановке, ого поведение носит обычный характер. Попав в сложную ситуацию, эмоциональное состояние человека резко меняется. Из-за возрастания психологических нагрузок снижается критичность мышления, нарушается координация движений, понижаются внимание и восприятие окружающей действительности. Ожидание надвигающейся опасности, чувство тревоги и страха усугубляют эмоциональное напряжение человека.

В минуту опасности становятся заметными следующие формы реакции на угрозу:

  • дезорганизация поведения, утрата контроля над своими действиями;
  • резкое торможение активных действий;
  • повышение эффективности действия, быстрое принятие решений.

Для преодоления неадекватного повеления в экстремальной обстановке следует правильно оценить создавшуюся ситуацию, ее реальность и меры по ее преодолению. При этом должно учитываться место происшествия, время суток погодные условия, количество угрожающих вам людей, их физические данные и вооружение. При непосредственном нападении учитывается и собственное физическое состояние.