1.1. Нормативно-правовая документация использования беспилотных авиационных систем
В Федеральном законе от 03.07.2016 №291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» вводится термин «Беспилотная авиационная система» (БАС) – комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов. БАС, помимо беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), состоит из бортового комплекса управления, полезной нагрузки и наземной станции управления. Беспилотный летательный аппарат в общем случае – это летательный аппарат без экипажа на борту.
Перспективный рынок беспилотных авиационно-космических систем, комплексных решений и услуг на их основе в настоящее время находится в стадии формирования. По данным маркетинговых исследований ведущих иностранных компаний (Markets and Markets, Teal Group), объем этого рынка в 2014 г. составил 6,76 млрд долларов США. Из них около 66 % относится к сегменту военного применения, 20 % – к сегменту обеспечения безопасности и только 14 % – к сегменту гражданского и коммерческого применения беспилотных авиационных систем. В течение последнего десятилетия разработка и производство беспилотных авиационных систем являются наиболее динамичным сегментом мировой авиационной отрасли и стабильно обеспечивают совокупный среднегодовой темп роста не менее 10 %. Даже в периоды общего спада отрасли сегмент БАС демонстрирует положительную динамику. В настоящее время основные объемы этого рынка обеспечиваются потребителями из силового сектора, решающими задачи военного и специального применения, охраны границ, общественного порядка и т. п. Однако рынок гражданского и коммерческого применения имеет наибольший потенциал роста.
Рассмотрим существующие законодательные документы по использованию беспилотных авиационных систем в различных странах мира.
Стоит отметить особенности регулирования применения беспилотных летательных аппаратов на территории Европейского союза (ЕС). С июля 2020 года национальные правила дополнились общими правилами ЕС. Это значит, что после того, как оператор БПЛА получил разрешение от государства регистрации, ему будет разрешено свободно перемещаться по Европейскому Союзу и использовать БПЛА. Предполагается, что нормативно-правовая база ЕС будет охватывать все типы существующих БПЛА и все типы операций, производимых с беспилотными летательными аппаратами, способствуя разработке инновационных приложений и созданию европейского рынка услуг.
1.2. Нормативно-правовая документация использования беспилотных авиационных систем в Российской Федерации
Основное конкурентное преимущество России связано с исторической традицией развития авиационной науки и техники (а также авиамоделизма) и наличием кадрового потенциала в этой отрасли. В короткий период с 2008 по 2013 г. в стране инициативно образовался ряд компаний, профессионально развивающих БАС-технологии. Аналогичное преимущество эффективно используют лидеры рынка – США и Израиль.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658 утверждены Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг, ввезенных или произведенных в Российской Федерации.
Информация для постановки на учет:
– фотография беспилотника;
– заявление о постановке на учет со сведениями (информация о беспилотном воздушном судне и его технических характеристиках; тип беспилотного воздушного судна, присвоенный производителем; серийный идентификационный номер, количество установленных двигателей и их вид, информация об изготовителе беспилотного воздушного судна).
Информация о владельце беспилотника:
– юридические лица: полное наименование, основной государственный регистрационный номер, ИНН, адрес;
– ИП: ФИО, ОГРНИП, ИНН, адрес места жительства;
– физические лица: ФИО, дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства.
Разрешение на съемку с квадрокоптера в особых зонах является обязательным. Без документа пилот не имеет права осуществлять съемку.
Для оформления документов, разрешающих полет квадрокоптера, определена процедура:
– оформление заявки в Росавиации; после ее рассмотрения, владелец БПЛА получит разрешение на съемку или заявление будет отклонено;
– перед использованием не позже, чем за сутки государственным органам должен быть предоставлен маршрут будущего полета;
– за несколько часов до полета, владелец БПЛА обязан оповестить диспетчера о предстоящем полете;
– в процессе взлета и посадки все действия следует оговаривать с диспетчером.
Информация хранится в базе учета в течение всего срока нахождения беспилотного воздушного судна на учете и в течение 10 лет после снятия с учета.
Административный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. Для обычных граждан это штраф от 20 до 50 тысяч рублей, для должностных – от 100 до 150, для юридических лиц – от 250 до 300.
1.3. Нормативно-правовая документация использования беспилотных авиационных систем других государств
По данным Федерального авиационного управления США (FAA), полеты на БПЛА в США разрешены.
В 2012 г. был изменен основной документ, регулирующий авиасообщение в стране – Федеральный авиационный акт (Federal Aviation Act), внесены основные концепции функционирования БАС в рамках ее воздушного пространства и разработан план дальнейшей деятельности. Разработана «дорожная карта» развития рынка БАС до 2028 г.
Регистрировать беспилотный самолет в США имеет право:
– гражданин США;
– гражданин иностранного государства с правом проживания на территории США;
– юридическое лицо, организованное в соответствии с законодательством США или любого государства, если оно основано и функционирует на территории США.
Регистрации подлежат беспилотные летательные аппараты массой от 0,25 до 25 кг. Требования к оператору БПЛА:
– умение читать, говорить, писать и понимать по-английски (возможны исключения, если человек не может выполнить одно из этих требований по медицинским причинам, например, с нарушением слуха);
– быть здоровым физически и психически;
– возрастной ценз – не менее 16 лет;
– сдать аэронавигационный тест в утвержденном FAA центре тестирования знаний;
– пройти проверку безопасности Администрации транспортной безопасности (TSA).
По данным Агентства гражданской авиации Израиля (CAAI), полеты на БПЛА разрешены.
Управление гражданской авиацией Израиля курирует вопросы содействия законодательству, регулированию и процедурам во всех вопросах, касающихся проектирования, производства, эксплуатации и обслуживания БПЛА. Осуществляет лицензирование, контроль и обеспечение соблюдения законодательства в этой сфере.
Требуется получить два разрешения от CAAI и Министерства связи. Так же для получения права управления БПЛА необходимо вступить в Израильский аэроклуб, получить лицензию и страховку. Это позволяет управлять беспилотником на расстоянии до 50 м. Для полетов дальностью до 250 м необходима лицензия оператора, выдаваемая Министерством транспорта после прохождения соответствующего курса обучения. Полеты далее 250 м запрещены без предварительного одобрения.
Согласно Управлению транспортной гражданской авиации Канады (TCCA), полеты на БПЛА разрешены.
Все БПЛА массой от 250 г до 25 кг должны быть зарегистрированы в TCCA. Пилоты обязаны маркировать дрон регистрационным номером.
Требования по пилотированию:
– БПЛА должен находиться в зоне прямой видимости во время полета;
– высота полета не более 122 м;
– минимальное расстояние во время полета до объектов инфраструктуры 30 м;
– запрещено летать на расстоянии менее 5,6 км от аэропортов и 1,9 км от вертодромов.
В случаях применения БПЛА в коммерческих целях (сельское хозяйство, проведение исследований, аэрофото- и видеосъемка) требуется получение специального сертификата полетов.
По данным Федерального авиационного управления Германии (FAO), полеты на БПЛА разрешены.
Запрещены полеты на высоте более 100 м без разрешения. В контролируемом воздушном пространстве максимально допустимая высота составляет 50 м.
БПЛА должен находиться в зоне прямой видимости во время полета. Использование дронов массой более 5 кг в ночное время без разрешения запрещено.
Пилотирование беспилотников массой до 5 кг допустимо без разрешения, но для полета БПЛА массой более 2 кг требуется лицензия оператора. В соответствии с новыми положениями правил воздушного движения, операторам БПЛА массой более 2 кг необходимо получить сертификат с подтверждением достаточности знаний и навыков. Сертификат действителен в течение пяти лет. Возрастной ценз пилота – 16 лет.
Страхование дронов требуется для всех операций.
БПЛА не могут летать в пределах 1,5 км от аэропорта.
Все беспилотники массой 250 г или более должны быть помечены огнестойким значком, содержащим имя и адрес владельца.
Беспилотные самолеты нельзя применять над скоплением людей, промышленными и жилыми районами, тюрьмами, районами бедствий, определенными маршрутами движения и некоторыми другими районами, обозначенными как специальные. Запрещены полеты на расстоянии менее 100 м от федеральных автомагистралей и водных путей, железнодорожных сооружений.
Запрещены полеты над природоохранными территориями, охраняемыми Федеральным законом об охране природы.
БПЛА, способные записывать (передавать) оптические, акустические или радиосигналы, запрещены к использованию в частных жилых районах без согласия владельцев.
По данным Управления гражданской авиации Франции, полеты на БПЛА разрешены.
Все беспилотники массой от 800 г должны быть зарегистрированы на портале AlphaTango. Так же необходимо получить регистрационный номер, который должен быть постоянно виден на БПЛА и читаться на расстоянии 30 см невооруженным глазом. Пилот обязан предоставить подтверждение регистрации в случае проверки.
БПЛА должен находиться в зоне прямой видимости во время полета.
Запрещены полеты ночью (кроме случаев, когда есть специальное разрешение местного префекта).
Запрещены полеты над людьми, аэропортами или аэродромами, частной собственностью (только с разрешения владельца), военными объектами, тюрьмами, атомными электростанциями, историческими памятниками или национальными парками. Запрещены полеты над продолжающимися пожарами, аварийными зонами или вокруг аварийных служб. Запрещены полеты выше 150 м или выше 50 м над любым объектом или зданием, высота которого составляет 100 м или более.
Постановление Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции регламентирует правила полета БПЛА, ограничивая высоту полета до 150 м для моделей массой менее 2 кг. Полеты в населенной местности подлежат предварительному согласованию с территориальными органами власти.
В соответствии с Управлением гражданской авиации Великобритании (CAA), полеты на БПЛА разрешены.
Коммерческие беспилотники в Великобритании требуют разрешения от CAA.
Страхование требуется для всех коммерческих операций беспилотных летательных аппаратов.
Пилот несет ответственность за безопасное управление своим беспилотником.
БПЛА должен находиться в зоне прямой видимости во время полета.
Все беспилотники, независимо от их массы, не должны летать выше 120 м над поверхностью земли.
Если дрон оснащен камерой, существует также ряд дополнительных ограничений, касающихся того, где можно совершать полет, и насколько можно приближаться к другим людям или объектам инфраструктуры.
Чтобы иметь возможность летать в пределах этих зонили ближе, чем минимальные расстояния, указанные в правилах, следует получить предварительное разрешение от CAA. Чтобы получить стандартное разрешение на коммерческий полет (PfCO), необходимо заполнить онлайн-заявку CAA и представить документы.
Согласно сведениям Генерального директората гражданской авиации Нидерландов (DGCA), полеты на БПЛА разрешены.
Запрещены полеты на высоте более 120 м над землей или водой. БПЛА должны летать на безопасном расстоянии от людей и зданий.
Пилоты должны поддерживать визуальную линию видимости с БПЛА во время полета.
Запрещены полеты ночью.
В Нидерландах различают частное, рекреационное и профессиональное применение беспилотников.
Для использования в коммерческих целях необходимо получение сертификата оператора БПЛА независимо от массы. При частном применении можно управлять аппаратом массой до 4 кг без сертификата оператора.
Проектирование, изготовление, модификация, техническое обслуживание и эксплуатация гражданских БПЛА в Швеции регулируется положением о беспилотных летательных аппаратах (UAS) – TSFS 2009:88. Управление БПЛА допускается на высоту не более 120 м и при дальности полета от оператора не более 500 м.
Для полетов в зоне контроля аэропорта требуется разрешение от Управления воздушным движением. Разрешение также требуется если полет совершается за зону визуальной видимости и цель полета испытания, исследования или коммерческие полеты. Для аэрофотосъемки требуется разрешение от Министерства землеустройства.
Проектирование, изготовление, обслуживание и эксплуатация гражданских БПЛА, имеющих рабочую массу более 150 кг, контролируется Европейским парламентом. Необходимо также одобрение со стороны Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA).
В Швеции приняты следующие виды разрешения для управления беспилотниками:
– категория 1A UAS – максимальная взлетная масса самолета меньше или равна 1,5 кг, лицензия выдается на 2 года;
– категория 1B UAS – максимальная взлетная масса самолета больше 1,5 кг, но меньше или равна 7 кг, лицензия выдается на 2 года;
– категория 2 UAS – максимальная взлетная масса самолета составляет более 7 кг, лицензия выдается на 1 год;
– категория 3 UAS – для аппаратов с посадкой вне поля зрения пилота.
Согласно данным Федерального управления гражданской авиации Швейцарии (FOCA), полеты на БПЛА разрешены.
Автоматический полет (автономное управление беспилотником) в поле зрения пилота разрешается при условии, что пилот может в любое время вмешаться в управление беспилотником.
В пределах охотничьих или охраняемых территорий для водных и перелетных птиц применение беспилотников запрещено без исключения.
Аэрофотосъемка разрешена при условии соблюдения правил защиты военных объектов. Внимание должно быть уделено защите конфиденциальности и положениям Закона о защите данных.
Беспилотники не должны эксплуатироваться над людьми на расстоянии менее чем 100 м.
Запрещены полеты в пределах 5 км от аэропорта.
Для общественных воздушных событий, в которых используются только модельные самолеты или беспилотники, FOCA не требует одобрения.
БПЛА массой до 30 кг могут быть использованы без лицензии при условии, что оператор всегда имеет визуальный контакт с летательным аппаратом.
Согласно австрийскому национальному авиационному органу – Austro Control, полеты на БПЛА разрешены.
Возраст пилота от 16 лет.
Страхование ответственности является обязательным условием для всех операторов беспилотных летательных аппаратов.
Запрещено пролетать над группой людей без специального разрешения.
Нельзя летать в непосредственной близости от аэропортов без специального разрешения.
Только Austro Control может предоставить пилоту авиационное разрешение.
Даже после предоставления лицензии на эксплуатацию для определенных районов могут потребоваться специальные разрешения, связанные с авиацией, в соответствии с Правилами воздушного движения от 2014 г.
В стране с 2014 г. внедрены очень строгие правила эксплуатации БПЛА.
Потенциальные местоположения для полетов делятся на четыре категории:
– неразвитая область;
– нежилые районы;
– населенный пункт;
– плотно заселенная территория.
Для каждой категории существуют особые условия и разрешения. Квадрокоптеры одобрены только для первых двух категорий. Для населенных (густонаселенных) районов требуются гекса- или октокоптеры.
Получение лицензии необходимо, если:
– рейсы коммерческие, без сохранения снимков с камеры;
– максимальная масса 25 кг;
– полет вне зон безопасности;
– максимальный радиус полета 500 м.
Беспилотниками массой до 0,25 кг и максимальной высотой полета 30 м можно управлять без лицензии, даже если они оснащены камерой.
Согласно положениям Главного управления воздушного транспорта Венгрии, полеты на БПЛА разрешены. Разрешение и страхование требуются для всех полетов для любом типе БПЛА.
В соответствии с данными Федеральной службы по мобильности и транспорту (FPS) и Управления гражданской авиации Бельгии (BCAA), полеты на БПЛА разрешены.
Полеты могут выполняться только в дневное время.
Масса БПЛА должна быть не более 150 кг.
Пилот должен постоянно поддерживать визуальную линию обзора с БПЛА.
Для коммерческих полетов необходимо получение медицинской страховки, пройти теоретический тест и зарегистрировать БПЛА.
Исключением из нормативных требований Королевского указа от 10 апреля 2016 г. являются:
– беспилотники, используемые только для полетов внутри зданий;
– БПЛА, применяемые военными, таможенными органами, полицией, береговой охраной и т. д.;
– некоторые типы модельных самолетов, которые используются исключительно для личных целей, при условии, что они соответствуют строгим требованиям, изложенным в Королевском указе.
Регистрация для некоторых типов БПЛА обязательна с 21 декабря 2015 г.
Регистрации подлежат беспилотники:
– более 1 кг;
– летающие выше 15 м над землей или водой независимо от массы;
– с установленным оборудованием.
По данным Управления гражданской авиации Норвегии (CAAN), полеты на БПЛА разрешены.
Пилоты должны поддерживать визуальную линию видимости с БПЛА на протяжении всего полета.
Запрещены полеты в пределах 5 км от аэропорта или аэродрома без специального разрешения; выше 120 м над землей; над местами массовых скоплений людей, военными объектами или спортивными мероприятиями; в пределах 150 м от людей, зданий и транспортных средств.
С 2016 г. в стране действуют новые правила – пилоты БПЛА квалифицируются как моделисты и не нуждаются в специальном разрешении.
В коммерческих целях беспилотники делятся на три категории:
– взлетная масса менее 2,5 кг. Перед каждым полетом необходимо сообщить о нем, имя пилота должно быть прикреплено с номером телефона на аппарате, также необходимо вести журнал регистрации;
– масса до 25 кг – требует специального лицензирования пилотов;
– все модели, не относящиеся к описанным выше.
По данным Агентства гражданской авиации Хорватии, полеты на БПЛА разрешены.
Запрещены полеты выше 120 м над поверхностью земли или 50 м над препятствием, в зависимости от того, что больше.
При полете в контролируемом воздушном пространстве запрещены полеты менее 5 км от аэродрома.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны поддерживать прямой визуальный контроль БПЛА во время полета.
БПЛА должны находиться на расстоянии не менее 30 м от людей, если только не включен режим низкой скорости и максимальная скорость не превышает 3 м/с. В этом случае дрон должен находиться на расстоянии не менее 5 м от людей.
Минимально допустимое расстояние от БПЛА в полете до группы людей составляет 50 м.
Все беспилотники массой более 5 кг должны быть помечены невоспламеняющейся идентификационной табличкой или идентификационной этикеткой. Негорючая табличка должна содержать идентификационную метку беспилотного летательного аппарата и контактную информацию владельца (имя, фамилию, адрес, телефон / адрес электронной почты).
Согласно положению Департамента гражданской авиации Кипра (DCA), полеты на БПЛА разрешены.
Максимальная высота полета для беспилотников составляет 50 м над уровнем земли или моря для открытой категории, до 120 м над уровнем земли или моря для специальной категории. Департамент гражданской авиации может предоставить исключения операторам беспилотных самолетов особой категории.
Прямой визуальный контакт с БПЛА является обязательным и расстояние между оператором и БПЛА не должно превышать 500 м.
Безопасное расстояние 1 км от жилых районов.
Безопасное расстояние 500 м от зданий, людей, транспортных средств, животных, сооружений и т. д., кроме случая, когда получено согласие владельца.
Безопасное расстояние не менее 8 км от аэропортов и не менее 3 км от вертодромов.
Ночью летать на БПЛА запрещено.
Запрещается летать над, внутри или вблизи объектов военных, общественного пользования, археологических и общественных или частных.
В соответствии с положением Управления гражданской авиации Греции (HCAA), полеты на БПЛА разрешены.
При полете на высоте 50 м и более, необходимо иметь разрешение. Запрещены полеты ночью.
Операторы беспилотных летательных аппаратов, которые летают в коммерческих целях или в категории «Особые», «Сертифицированные», должны иметь страховку аппаратов.
Операторам беспилотников, которые летают только для хобби или отдыха, не нужна страховка, если только их масса более 4 кг и попадают в категорию «Open-A2».
Запрещены полеты над людьми, тюрьмами, больницами, правительственными и военными объектами и другими уязвимыми районами.
Запрещены полеты над частной собственностью без разрешения владельца.
С января 2017 г. вступил в силу новый закон, согласно которому модели делятся на две категории:
– с общей взлетной массой до 7 кг, для них не требуется специальных разрешений;
– с массой более 7 и менее 25 кг, для них необходимо получить разрешение. Такие БПЛА не должны быть оснащены металлическими пропеллерами. Необходимо также страхование от несанкционированного использования, получения телесных повреждений и материального ущерба. Пилоты должны поддерживать расстояние не менее 50 м от скопления людей, животных и транспортных средств.
Полет через археологические объекты разрешается только со специальным разрешением.
Согласно данных Управления воздушного движения Болгарии (BULATSA), полеты на БПЛА разрешены.
Пилоты должны запросить разрешение на полет, отправив письмо в Главное управление администрации гражданской авиации (DG CAA) за восемь дней до полета. В письме должны быть указаны зоны полета, дата проведения полетов, время начала и окончания, ответственное лицо и номер мобильного телефона для связи с ним.
По данным Управления гражданской авиации Италии (ENAC), полеты на БПЛА разрешены.
БПЛА должны быть оснащены табличкой, показывающей идентификацию системы и оператора. Аналогичная табличка должна быть установлена также на удаленной наземной пилотной станции. Начиная с 1 июля 2016 г., в дополнение к табличкам, все беспилотники, которые позволяют передавать данные в режиме реального времени, должны быть оснащены устройством электронной идентификации. Пилоты должны поддерживать прямую видимость с БПЛА во время полета.
Запрещены полеты ночью, над людьми, включая спортивные мероприятия, концерты и другие крупные мероприятия.
Беспилотные самолеты, которые осуществляют полет в рекреационных целях, не могут подниматься выше 70 м над землей, а беспилотные самолеты, которые летают в коммерческих целях – выше 150 м.
Запрещены полеты в пределах 5 км от аэропорта.
Пилоты коммерческих беспилотников, выполняющие операции с низким уровнем риска, должны представить заявление о соответствии определенным требованиям ENAC. Для выполнения операций с повышенным риском коммерческие пилоты должны получить сертификат об обучении и эксплуатации, а также справку о состоянии здоровья.
По данным Управления гражданской авиации Чешской Республики, полеты на БПЛА разрешены.
Для коммерческих беспилотных полетов лицензия пилота необходима.
Эксплуатация беспилотников, как правило, разрешена в воздушном пространстве класса G в Чешской Республике. Это воздушное пространство до 300 м над землей.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны поддерживать прямой визуальный обзор БПЛА во время полета.
Полеты должны выполняться на безопасном расстоянии от людей, сооружений и густонаселенных районов.
По данным Управления гражданской авиации Эстонии (ECAA), полеты на БПЛА разрешены.
Разрешение не требуется для полетов ниже 150 м.
Для полетов ниже 150 м пилоты должны запросить разрешение не менее чем за три рабочих дня, выше 150 м – пилоты должны одновременно иметь разрешение и запрашивать разрешение не менее чем за семь рабочих дней.
Для личного использования можно снимать в любом месте с помощью БПЛА, но запрещено намеренно снимать кого-либо без его разрешения.
По данным Управления гражданской авиации (CAA), полеты на БПЛА в Польше разрешены.
Запрещены полеты выше 150 м.
Пилоты должны поддерживать визуальную линию видимости с БПЛА во время полета.
Страхование ответственности требуется для коммерческих беспилотных полетов.
Запрещены полеты дронов массой более 25 кг.
Операции с беспилотниками должны проводиться на расстоянии не менее 5 км от аэропортов.
Запрещены полеты на расстоянии не менее 100 м от населенных пунктов и 30 м от людей, транспортных средств и животных.
Запрещены полеты над скоплением людей, городами, улицами и зданиями.
Для полетов в Варшаве требуется дополнительное разрешение от Бюро государственной защиты (BOR).
Пилоты должны получить медицинскую справку; справку, подтверждающую прохождение теоретического и практического теста.
Согласно Национальному управлению гражданской авиации (ANAC), полеты на БПЛА разрешены.
Страхование беспилотников не является обязательным, но ANAC рекомендует заключить договор страхования гражданской ответственности для покрытия любого ущерба, который может возникнуть в результате использования самолета с дистанционным управлением.
БПЛА не могут использоваться для фото или видео без разрешения Национального авиационного управления.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны постоянно поддерживать визуальную линию видимости БПЛА во время полета.
Мини беспилотники (массой менее 0,25 кг) не должны летать над людьми и не превышать высоту 30 м.
Для полета беспилотника массой более 25 кг ночью или за пределами прямой видимости (BVLOS) необходимо получить специальноеразрешение от ANAC.
Согласно Государственному агентству воздушной безопасности (AESA), полеты на БПЛА разрешены.
Региональные власти имеют возможность издавать свои собственные правила о беспилотных летательных аппаратах.
Для коммерческих полетов дронов требуется разрешение.
Страхование ответственности требуется для коммерческих полетов. БПЛА могут летать на высоте до 120 м над землей.
Запрещены полеты ночью. Для беспилотных летательных аппаратов с взлетной массой менее 2 кг полеты также могут выполняться ночью, если не превышена высота полета 50 м над землей.
БПЛА должны летать в пределах прямой видимости.
Пилоты должны выдерживать расстояние не менее 8 км от аэропортов в неконтролируемом воздушном пространстве или 15 км на утвержденных рейсах BVLOS.
Пилоты должны находиться на расстоянии 150 м от зданий и на расстоянии 50 м или более от людей, не участвующих в полете.
Для полетов в национальных парках необходимо разрешение AESA.
Использование беспилотных летательных аппаратов в бесполетных зонах должно быть одобрено Министерством обороны Испании.
По данным Управления гражданской авиации Дании (CAA), полеты на БПЛА разрешены.
Владелец БПЛА должен быть зарегистрирован в Управлении транспорта, строительства и жилищного строительства Дании.
Беспилотник должен быть помечен именем владельца, номером телефона и регистрационным номером, присвоенным Департаментом транспорта, строительства и жилищного строительства.
БПЛА массой 250 г или менее с максимальной скоростью полета 50 км/ч регистрировать не требуется.
Пилот должен иметь аккредитацию для работы с беспилотником массой более 7 кг.
Пилоту должно быть не менее 16 лет.
Запрещены БПЛА массой более 25 кг.
Беспилотники не должны летать выше 100 м.
БПЛА не должны эксплуатироваться на расстоянии менее 50 м по горизонтали от других лиц, если только эти лица не участвуют или не являются зрителями полета.
БПЛА должны уступать место пилотируемым самолетам.
При полете на БПЛА расстояние до взлетно-посадочной полосы / аэродромов общественного аэродрома должно быть не менее 5 км.
При полете беспилотника расстояние до взлетно-посадочной полосы / военной авиабазы должно быть не менее 8 км.
При полете беспилотника расстояние до населенных пунктов и основных дорог общего пользования должно быть не менее 150 м.
При полете на БПЛА расстояние до пилотируемых кораблей, лодок и морских установок должно быть не менее 50 м.
Беспилотные самолеты нельзя использовать над плотно застроенными территориями, включая районы с коттеджами на выходные и жилые места для кемпинга, а также районы с большими скоплениями людей под открытым небом.
Запрещены полеты близко к другим БПЛА.
Для полетов за пределами зоны видимости, над людьми, внутри помещений, на открытых или объявленных публично мероприятиях, на высоте более 100 м, с более чем одним БПЛА, требуется автономное разрешение от Управления транспорта, строительства и жилищного строительства.
Для полетов в ночное время беспилотник должен быть снабжен светом, позволяющим оператору видеть его во время полета, в том числе его ориентацию в воздухе. Стартовые и посадочные площадки также должны быть освещены. Специальная лицензия необходима для полетов беспилотников в ночное время в населенных пунктах.
По данным Агентства по безопасности Аргентины на транспорте (TRAFI), полеты на БПЛА разрешены.
Запрещены полеты на высоте более 150 м над землей.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны поддерживать прямой визуальный обзор БПЛА во время полета.
БПЛА не могут летать в пределах 1 км от любой взлетно-посадочной полосы аэропорта без разрешения диспетчерской вышки.
Пролет на расстоянии от 1 до 3 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта разрешается до высоты окружающих препятствий. В непосредственной близости от препятствия можно пролететь 15 м над высотой препятствия с разрешения владельца препятствия.
Пролетая в контрольной зоне аэропорта, но еще дальше, чем в 3 км от взлетно-посадочных полос аэропорта, максимально допустимая высота полета составляет 50 м.
БПЛА не могут летать над людьми. Коммерческие пилоты могут совершать полеты только при наличии специального разрешения TRAFI.
Ограничение массы БПЛА – 25 кг.
Пилоты, летающие в коммерческих целях, обязаны иметь страховку.
Для коммерческих полетов пилоту должно быть не менее 18 лет. Для прогулочных полетов возрастных ограничений нет.
Пилоты, используемые в коммерческих целях дрон, должны иметь наклейку на борту с указанием имени владельца и контактной информации, а также документировать свои действия в бортовом журнале.
По данным Администрации гражданской авиации Китая (CAAC), полеты на БПЛА разрешены.
Любые беспилотники массой 250 г и более должны быть зарегистрированы в CAAC.
Лицензирование требуется для коммерческих операций.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны поддерживать прямой визуальный контакт с БПЛА во время полета.
Запрещены полеты на высоте более 120 м над землей, в густонаселенных районах, в пределах любого аэропорта или аэродрома.
Любой беспилотник массой более 250 г должен быть зарегистрирован в CAAC, от 7 до 116 кг – требуется лицензия CAAC.
Все беспилотные летательные аппараты, предназначенные для коммерческого использования, требуют лицензии CAAC.
Для управления беспилотником массой более 116 кг требуется лицензия пилота и сертификация БПЛА для работы.
Деятельность гражданской авиации в основном регулируется «Законом о гражданской авиации КНР», «Общими правилами полетов КНР» и «Положением об общем авиационном управлении полетом».
Регулирующее агентство по гражданским полетам – Управление гражданской авиации Китая выпустило консультативные положения, в которых устанавливаются руководящие принципы для полета беспилотников. Ожидается, что эти промежуточные меры будут обновлены по мере развития промышленности и нормативной базы БПЛА.
Положением о контроле над полетом средств общей авиации является административное регулирование, которое применяется ко всем коммерческим и рекреационным операциям воздушных судов, за исключением тех, которые участвуют в общественном воздушном транспорте. Общая авиация в соответствии с законодательством Китая относится к авиационным операциям, отличным от военных полетов, полицейских воздушных действий, таможенных антиконтрабандных полетов и общественных воздушных перевозок. Положение включает в себя требования к полетам с целью проведения исследований в области промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, добычи полезных ископаемых и строительства, полетам с медицинскими целями, аварийного спасения и ликвидации последствий стихийных бедствий, метеорологического наблюдения, мониторинга океана, научных экспериментов, дистанционного зондирования и картирования, а также получения информации для образования и обучения, культуры и спорта, туризма и экскурсий и т. д.
Israel Aerospace Industries (IAI) и южнокорейский производитель композиционных материалов Hankuk Carbon (HC) подписали меморандум о создании совместного предприятия по разработке и производству новых вертикальных взлетно-посадочных полос для беспилотников. Компании заявили, что они начнут сотрудничество по разработке БПЛА с массой 200–300 кг, производство которых будет сосредоточено в Южной Корее (90 %).
Согласно местному законодательству, полеты дронов запрещены во многих местах страны, особенно в северных районах Сеула, где находятся ключевые государственные учреждения. Районы вокруг военных объектов и атомных электростанций также закрыты для полетов.
В связи с развитием БПЛА правительство решило пересмотреть регулирование отрасли, заявив, что будет принято решение по расширению зоны полетов, упрощению требований к пилотам.
До 2017 г. полеты беспилотных летательных аппаратов регулировались в соответствии с Законом об авиации. По состоянию на 30 марта 2017 г. Закон об авиации отменен и заменен двумя законами – «Об авиационной безопасности» и «Об авиационном бизнесе».
Для использования БПЛА в коммерческих целях необходимо разрешение Министерства земельной инфраструктуры и транспорта. Разрешение для полета не требуется для беспилотников массой до 12 кг или менее, если они используются не в коммерческих целях.
При использовании БПЛА массой 25 кг и более необходимо получение сертификата безопасности от Управления безопасности транспорта Кореи.
По данным Министерства гражданской авиации, полеты на БПЛА в Индии разрешены.
Все БПЛА, за исключением тех, что в категории Nano, должны быть зарегистрированы и иметь уникальный идентификационный номер.
Пилоты должны всегда поддерживать прямую визуальную линию видимости во время полета.
Запрещены полеты более 150 м над землей.
Беспилотные самолеты не могут летать в районах, обозначенных как «запретные для полетов зоны», которые включают районы вблизи аэропортов, международные границы, комплекс государственного секретариата в столицах штатов, стратегические местоположения и военные объекты.
Разрешение на полет в контролируемом воздушном пространстве можно получить, заполнив план полета и получив уникальный номер Центра информации о полете (FIC).
Генеральное управление гражданской авиации DGCA планирует регистрировать гражданские БПЛА и выдавать разрешения на их работу.
Генеральное управление гражданской авиации находится в процессе разработки и согласования правил с аэронавигационной службой, службой безопасности, Министерством внутренних дел для сертификации и эксплуатации БПЛА в гражданском воздушном пространстве Индии. До момента выхода регламентирующих документов запрещается использование беспилотников в гражданском воздушном пространстве для любых целей.
По данным Японского бюро гражданской авиации (JCAB), полеты на БПЛА разрешены.
Перед полетом необходимо запросить разрешение, подав заявку на получение разрешения в Министерство наземной инфраструктуры.
БПЛА не могут летать без специального разрешения Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма:
– более 150 м над уровнем земли;
– возле аэропортов;
– над густонаселенными районами, определенными Министерством внутренних дел и связи.
БПЛА могут летать только днем.
Пилоты должны поддерживать визуальную линию видимости с БПЛА во время операций.
БПЛА не должны летать в пределах 30 м от людей или частной собственности.
Аппараты нельзя использовать для перевозки опасных грузов.
БПЛА не могут сбрасывать предметы во время полета, умышленно или случайно.
Согласно Управлению безопасности гражданской авиации Австралии (CASA), полеты на БПЛА разрешены.
Разрешены полеты только днем с соблюдением визуальной видимости. Высота полета не выше 120 м над землей.
Расстояние минимум 30 м от других людей.
Полеты запрещены над или вблизи зоны, затрагивающей общественную безопасность или где проводятся аварийные операции (без предварительного разрешения). Это может включать такие ситуации, как автомобильная авария, полицейские операции, пожар и связанные с этим противопожарные мероприятия, а также поиск и спасение людей.
Запрещены полеты в местах массового скопления людей: пляжи, парки, стадионы.
При массе БПЛА более 100 г, запрещено летать на расстоянии менее 5,5 км от контролируемых аэродромов.
Фото и видео людей без их согласия запрещено.
Управление гражданской авиацией CASA утвердило сертификаты оператора БПЛА в категориях с несколькими роторами, с фиксированным крылом и вертолетом для четырех масс – до 2, 7, 20 и 150 кг.
Для управления БПЛА массой менее 2 кг не требуется сертификат оператора или лицензия удаленного пилота. Для остальных категорий необходимо разрешение в виде лицензии удаленного пилота, которым, в свою очередь, необходимо иметь сертификат оператора RPA.
Согласно Национальному управлению гражданской авиации Аргентины (ANAC), полеты на БПЛА разрешены.
Все беспилотники должны быть зарегистрированы в Национальном реестре воздушных судов (ANAC).
Минимальный возраст пилота для эксплуатации БПЛА – 18 лет. Лица 16 и 17 лет могут пилотировать беспилотный летательный аппарат, если он сопровождается взрослым во время операции.
БПЛА запрещено использовать в пределах 5 км от аэропортов, аэродромов и вертодромов.
БПЛА запрещены в густонаселенных районах или над местами массового скопления людей.
По данным Государственного управления гражданской авиации Азербайджана (CAA), полеты на БПЛА разрешены.
Запрещено работать в любой зоне движения аэродрома / аэропорта, кроме как с разрешения соответствующего органа УВД или лица, ответственного за аэродром / аэропорт.
БПЛА не могут летать на высоте более 120 м над уровнем земли.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны поддерживать прямую визуальную линию обзора с беспилотником во время полета.
Запрещены полеты в пределах 150 м от любой перегруженной территории города, поселка или поселения.
Запрещены полеты в пределах 50 м от любого человека, судна, транспортного средства или сооружения.
Во время взлета или посадки БПЛА не должен летать в пределах 30 м от любого человека, если только этот человек не участвует в операции управления БПЛА.
По данным Управления гражданской авиации Бразилии (ANAC), полеты на БПЛА разрешены.
Возраст пилота – не моложе 18 лет. Пилоты не могут управлять более чем одним БПЛА одновременно.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны всегда поддерживать визуальную линию видимости своего беспилотника.
Пилоты, управляющие беспилотниками массой более 250 г, должны иметь страховку, покрывающую ущерб третьим лицам.
Любой дрон массой более 250 г должен быть зарегистрирован в системе беспилотных летательных аппаратов ANAC (SISANT), а регистрационный идентификатор должен быть нанесен на БПЛА.
Беспилотники массой более 250 г могут летать только на участках длиной 30 м или более от людей, не участвующих в полете, под полную ответственность пилота-оператора и в соответствии с правилами использования.
Полеты над тюрьмами, военными объектами или другой важной инфраструктурой запрещены.
Полеты не разрешаются на расстоянии менее 30 м от зданий. Полеты над людьми запрещены.
Автономная работа дронов запрещена. Автономные операции отличаются от автоматических беспилотных операций тем, что пилот может вмешаться в управление в любой момент.
Согласно данным Управления гражданской авиации Камеруна (CCAA), полеты на БПЛА разрешены.
Запрещены полеты на высоте более 120 м над землей.
Пилоты беспилотных летательных аппаратов должны поддерживать прямой визуальный обзор БПЛА во время полета.
Запрещены полеты в пределах 5,5 км от любого аэропорта или аэродрома; на расстоянии менее 15 м от любых сооружений, включая здания, транспортные средства, корабли, животных и людей; полеты ночью.
По данным Управления гражданской авиации Египта, полеты на БПЛА разрешены.
В соответствии с Законом № 28 от 1981 года, в который были внесены поправки, включающие в себя закон о беспилотниках и в соответствии с законом № 92 от 2003 года, прежде чем эксплуатировать беспилотник в Египте, необходимо получить разрешение Управления гражданской авиации.
Согласно данным Генерального директората гражданской авиации Индонезии, полеты на БПЛА разрешены.
Запрещены полеты выше 150 м без разрешения, БПЛА массой более 7 кг, в пределах 15 км от любого аэропорта, полеты ночью.
БПЛА не могут летать с любого движущегося транспортного средства.
Пилоты должны поддерживать прямую линию визуального обзора во время полета.
По данным национального авиационного управления – Организации гражданской авиации Ирана (CAOI), беспилотники в Иране запрещены.
Согласно Национальному авиационному органу – Генеральному директорату гражданской авиации Мексики (DGCA), полеты на БПЛА разрешены.
Все беспилотники массой более 250 г должны быть зарегистрированы в DGCA. Для регистрации требуется официальное удостоверение личности, подтверждающее гражданство Мексики, поэтому запрещается регистрация иностранных лиц.
Запрещены полеты в ночное время, на расстоянии более 500 м от оператора, выше 100 м над уровнем земли, над людьми или животными, на исторических местах, на расстоянии менее 9,2 км от любого аэродрома, сброс любого рода предметов с БПЛА.
На данный момент для получения лицензии на дрон в Мексике пилот должен быть:
– не моложе 18 лет;
– мексиканцем по рождению;
– предоставить свою военную карту;
– иметь диплом средней школы;
– иметь справку о состоянии здоровья.
По данным Администрации аэропортов штатов Турции (SAMA), полеты на БПЛА разрешены.
БПЛА массой более 500 г должны регистрироваться в правительстве Турции перед полетом.
Разрешение требуется до всех коммерческих полетов.
Запрещены полеты выше 120 м и БПЛА массой более 4 кг для частных и личных рейсов.
Согласно Национальному институту гражданской авиации (INAC), полеты на беспилотниках разрешены.
Венесуэла имеет несколько категорий лицензий на беспилотные полеты.
Заявители должны быть венесуэльцами или гражданами страны, которая предоставляет взаимный режим при выдаче лицензий венесуэльцам.
Пилоты должны говорить, читать и писать на испанском языке, иметь действующий авиационный медицинский сертификат, соответствующий типу лицензии.
По данным Государственного авиационного управления Украины, полеты на БПЛА разрешены.
БПЛА массой более 2 кг должны быть зарегистрированы и иметь разрешение в UkrAirCenter (подать заявку как минимум за 10 дней).
БПЛА массой менее 2 кг не требуют разрешения.
Пилот должен быть не далее 500 м от БПЛА.
Пилот не должен контролировать более одного БПЛА одновременно.
Запрещены полеты выше 50 м без разрешения, в пределах 5 км от внешних границ аэропорта, в пределах 30 м от отдельного человека, 50 м от группы людей в возрасте до 12 человек,150 м от группы более 12 человек, полеты ночью.
БПЛА, приобретенные физическими лицами для личного пользования, могут относиться к беспилотным летательным аппаратам, включенным в перечень товаров и технологий двойного назначения, и подлежат экспортному контролю. Перемещение таких аппаратов в данном случае осуществляется на основании разрешений Государственного военного промышленного комитета Республики Беларусь, которые предъявляются таможенному органу.
БПЛА относится к радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам, и при его перемещении физическими лицами в качестве товара для личного пользования необходимо представить таможенному органу членский билет Белорусской Федерации Беспилотной Авиации (согласно Решению Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 12К/12 «О выделении радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств малого радиуса действия»).
Таким образом, для перемещения авиамоделей через таможенную границу Республики Беларусь, необходимо:
– быть членом Белорусской Федерации Беспилотной Авиации;
– получить заключение об идентификации продукции в Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь.
Авиамодели массой более 0,5 кг подлежат маркировке (специальная наклейка, устойчивая к атмосферным воздействиям) с указанием фамилии, имени и отчества владельца, его адрес и контакты для связи, либо наименование юридического лица, адрес организации, которой принадлежит устройство.
Для осуществления фото-видеосъемки, владелец авиамодели должен получить разрешение Генерального штаба Вооруженных сил, а после предоставить весь отснятый материал.
Согласно чилийскому национальному авиационному управлению, Генеральному управлению гражданской авиации Чили (DGAC), использование БПЛА является законным, но необходимо соблюдать правила регистрации и использования:
– произвести регистрацию БПЛА в DGAC;
– одному пилоту разрешается управлять только одним БПЛА;
– запрещены полеты в ночное время и при плохих погодных условиях;
– управление БПЛА должно производиться только в режиме визуальной видимости и на расстоянии не более 500 м от оператора; ограничение по высоте полета – не более 130 м;
– полеты над местами скопления людей производятся не менее 30 м;
– минимальное приближение к аэропортам – 2 км; запрещены полеты над правительственными и военными объектами.
Пилот БПЛА в Чили, должен получить регистрационную карту и разрешение на эксплуатацию от DGAC, а также получить удостоверение пилота. Регистрация действительна в течение 12 месяцев с последующим продлением.
Для регистрации предоставляется следующая информация:
– производитель БПЛА;
– марка, модель и серийный номер;
– тип конструкции;
– максимальная взлетная масса.
Требования к пилоту:
– возраст старше 18 лет;
– сдать экзамен по метеорологии и аэродинамике.
Согласно данным Главного управления гражданской авиации Эквадора (GDCAE), использование БПЛА является законным, но необходимо соблюдать правила регистрации и использования.
Беспошлинный ввоз БПЛА разрешается рыночной стоимостью до 500 долларов США, при большей стоимости БПЛА облагается налогом до 35 % от оценочной стоимости, но налог возвращается при выезде из страны. Не облагаются налогом БПЛА ввозимые для решения профессиональных задач.
Основные правила применения:
– запрещены полеты в ночное время и при плохих погодных условиях;
– минимальное приближение к аэропортам – 9 км; запрещены полеты над правительственными и военными объектами;
– полеты над местами скопления людей производятся не менее 30 м;
– управление БПЛА должно производиться только в режиме визуальной видимости и на расстоянии не более 500 м от оператора; ограничение по высоте полета – не более 130 м.
Согласно Генеральному управлению гражданской аэронавтики (DGAC), управление БПЛА в Перу является законным, но необходимо соблюдать правила регистрации и использования.
При въезде в Перу беспилотник декларируется на таможне с оплатой налога в зависимости от его стоимости (около 18 %). При выезде налог возвращается. Штраф за ввоз без декларации – 250 долларов США.
Регистрация БПЛА осуществляется в Управлении сертификации и авторизации DGAC лично или в центрах обслуживания граждан. Процедура занимает – 48 часов.
Основные правила применения:
– запрещены полеты в ночное время и при плохих погодных условиях;
– минимальное приближение к аэропортам – 4 км; запрещены полеты над правительственными и военными объектами;
– полеты над местами скопления людей производятся не менее 30 м;
– скорость полета не более 160 км/ч;
– управление БПЛА должно производиться только в режиме визуальной видимости и на расстоянии не более 500 м от оператора; ограничение по высоте полета – не более 130 м.
Согласно данным Управления гражданской авиации Сингапура (CAAS), управление БПЛА в Сингапуре разрешено, но необходимо соблюдать правила регистрации и использования:
– не требуется получать специальное разрешение для БПЛА массой до 7 кг при высоте полета до 60 м, в ином случае разращение обязательно;
– запрещены полеты над местами массового скопления людей;
– запрещается использовать БПЛА ближе 5 км от аэропорта;
– полеты совершаются только в условии прямой видимости БПЛА.
По данным Исландского транспортного управления (ITA), использование БПЛА в Исландии разрешено.
Общие правила для не профессиональных полетов:
– обязательная маркировка БПЛА (имя, адрес и номер телефона пилота);
– разращенная масса БПЛА до 3 кг в городской местности и до 25 кг для полетов в сельской местности;
– БПЛА массой 20 кг и более должны подлежать страхованию;
– ограничение по высоте полета не более 120 м над землей или морем;
– запрещены полеты над местами массового скопления людей;
– запрещены полеты ближе 2 км от международных аэропортов и 1,5 км от других аэропортов;
– расстояние от зданий не менее 50 м в городской местности и не менее 150 м в сельской местности;
– полеты совершаются только в условии прямой видимости БПЛА;
– запрещены полеты над транспортными средствами и кораблями;
– в случае причинения ущерба пилот несет полную ответственность.
Эти же правила распространяются на коммерческие полеты за исключением того, что БПЛА подлежат регистрации в ITA и должны иметь специальный идентификатор.
По данным Управления гражданской авиации Новой Зеландии (CAANZ), использование БПЛА в Новой Зеландии разрешено.
Общие правила для не профессиональных полетов:
– разрешенная масса БПЛА до 25 кг; пилот перед полетом должен убедиться в том, что он исправен и безопасен в эксплуатации;
– полеты разрешены только в дневное время;
– БПЛА уступают в приоритете полета всем воздушным судам, находящимся в воздухе;
– полеты совершаются только в условии прямой видимости БПЛА;
– ограничение по высоте полета – 120 м над уровнем земли;
– запрещены полеты ближе 4 км от аэропортов;
– для полетов в контролируемом воздушном пространстве пилоты должны получить разрешение на полет;
– запрещены полеты в воздушном пространстве специального назначения без разрешения администрации района (например, в зонах военных операций или зонах ограниченного доступа);
– перед полетом оператор БПЛА обязан получить согласие владельца территории, над которой планируется полет.
По данным Управления гражданской авиации Кении (KCAA), использование БПЛА разрешено.
Общие правила полета:
– возрастной ценз оператора – 18 лет;
– импорт или экспорт БПЛА разрешен только с разрешения KCAA;
– запрещено передавать право собственности на БПЛА без одобрения KCAA;
– БПЛА подлежат регистрации в KCAA;
– для совершения коммерческих полетов требуется получения сертификата дистанционного управления воздушным судном (ROC) от полномочного органа;
– запрещены полеты над местами массового скопления людей;
– запрещается использовать беспилотный летательный аппарат над дорогой общего пользования или вдоль нее на расстоянии менее 50 м; дорога общего пользования не может использоваться в качестве места посадки или взлета БПЛА;
– запрещено использование БПЛА в пределах 10 км от аэропорта.
По данным Управления гражданской авиации Шри-Ланки (CAASL), использование БПЛА разрешено.
Категории БПЛА:
– А – 25 кг или более;
– B – от 1 до 25 кг;
– C – от 0,2 до 1 кг – D – до 0,2 кг.
Полет БПЛА (независимо от его категории), оснащенного камерами, подлежит согласованию с местной полицией.
Предварительное разрешение от местной полиции не требуется, если оператор получил письменное разрешение аэропорта в этом регионе или БПЛА эксплуатируется под наблюдением уполномоченного лица из CAASL.
БПЛА категорий A и B, оснащенные камерами, должны быть зарегистрированы в CAASL.
Дрон категории C, не оборудованный камерами, должен быть зарегистрирован поставщиком.
Дрон категории D, не оснащенный камерами, не требует регистрации.
Оператор должен поддерживать визуальную прямую видимость БПЛА во время полета.
Запрещается использовать дрон при плохих погодных условиях.
Оператор может одновременно управлять только одним БПЛА.
Запрещается управлять БПЛА с движущегося транспортного средства, лодки или любой другой движущейся платформы.
Операторы должны отдавать приоритет пилотируемым самолетам и любым другим пилотируемым транспортным средствам.
Запрещены полеты над местами массового скопления людей. Разрешаются полеты только в дневное время.
Требуется страхование для БПЛА, которые попадают в категорию A, B или C.
Работа в территориальных водах Шри-Ланки без предварительного разрешения запрещена.
Запрещены полеты вблизи аэропортов.
По данным Управления гражданской авиации Катара (CAA), использование БПЛА разрешено, но только гражданам Катара. БПЛА ввозимые из других стран подлежат конфискации. Чтобы управлять БПЛА в Катаре, граждане должны запрашивать разрешение в CAA.
Проанализирована нормативно-правовая документация использования беспилотных авиационных систем в 54 странах – Россия, США, Израиль, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Австрия, Венгрия, Бельгия, Ирландия, Норвегия, Хорватия, Кипр, Греция, Болгария, Италия, Чешская Республика, Эстония, Польша, Португалия, Испания, Дания, Финляндия, Китай, Южная Корея, Индия, Япония, Австралия, Аргентина, Азербайджан, Бразилия, Камерун, Египет, Индонезия, Иран, Мексика, Шри-Ланка, Турция, Венесуэла, Украина, Республика Беларусь, Чили, Эквадор, Перу, Сингапур, Исландия, Новая Зеландия, Кения, Шри-Ланка, Катар.
Использование дронов в большинстве стран разрешены при различных условиях в зависимости от законодательства.
Запрещено использование БПЛА в Ираке, Иране и Сирии. В ряде стран, таких как Северная Корея, Судан, Ливия, Ливан, Уганда и др. не обнаружены какие-либо упоминания о правилах применения беспилотной авиации.
Список использованных источников
- Курченко Н. Ю. Нормативно-правовая база использования беспилотных авиационных систем / Н. Ю. Курченко, Е. В. Труфляк. – Краснодар : КубГАУ, 2020. – 45 с.