3.1. Назначение и классификация БПЛА. Особенности функционирования БПЛА, значимые для его обнаружения и поражения
3.1.1. Назначение, преимущества и недостатки БПЛА
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — летательный аппарат самолетного или вертолетного типа без экипажа на борту, полет которого осуществляется либо по заранее заложенной на борт программе, либо путем удаленного управления по каналам связи.
На современном этапе развития БПЛА предназначены для решения широкого спектра задач: наблюдения (разведки), нанесения ударов, транспортировки грузов, целеуказания другим средствам поражения, ретрансляции данных и т. д. при их дистанционном управлении оператором, или путем автономных действий по заранее заложенной программе.
В большинстве случаев БПЛА решают следующие основные задачи:
– ведение наблюдения и разведки, в том числе и в реальном масштабе времени;
– нанесения ударов по наземным/надводным целям, самостоятельно или носимыми средствами поражения;
– постановка радиоэлектронных помех;
– целеуказания для других средств поражения, а также корректировка их применения;
– транспортировка и доставка грузов и средств в заданный район;
– ретрансляция данных между удаленными абонентами сетей связи;
– отвлечение внимания или использование их в качестве ложных воздушных целей.
Террористические группировки и лица, ведущие противозаконную деятельность, применяют БПЛА (преимущественно — малые БПЛА) для решения следующих задач:
– доступа за периметр охраняемых объектов и ведение там наблюдения;
– точечное уничтожение отдельных важных лиц;
– заброска самодельных средств поражения;
– нанесение повреждений зданиям, памятникам культуры, объектам инфраструктуры и транспортным средствам;
– транспортировка запрещенных средств или их заброска на охраняемую территорию;
– препятствование воздушному движению в аэропортах.
Рассмотрим основные особенности БПЛА.
Основными преимуществами БПЛА, затрудняющим задачу их обнаружения и противодействия, являются:
– возможность удаленного выполнения задач при безопасном удалении оператора, и при этом, обеспечение оператора информацией о ходе выполняемой задачи практически в реальном масштабе времени;
– применение широкого спектра малогабаритных целевых нагрузок на современной элементной базе (радиолокационных станций (РЛС), средств радиоэлектронной разведки (РЭР), боевых частей (БЧ) с направленным поражением и др.);
– возможность длительного нахождения над зоной боевых действий, а также возможность самостоятельного подавления или поражения средств ПВО;
– низкая заметность БПЛА в радиолокационном и оптическом диапазонах за счет более низких массогабаритных характеристик, по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами (ЛА), и широкого применения в конструкции БПЛА пластиковых и композитных материалов;
– возможность совершать маневры с высокими перегрузками и использовать режимы полета, приводящие к снижению эффективности существующих и перспективных средств ПВО — возможность полета на предельно малых высотах (до 50 м) с использованием защитных свойств рельефа местности, а также на низких скоростях полета (10–30 м/с). При этом большинство современных ЗРК имеют ограничения на обстрел воздушных целей при их минимальной высоте до 1 км и минимальной скорости до 100 м/с. Кроме того, при приеме отраженных сигналов РЛС от малоразмерных, малоскоростных БПЛА возможно их попадание в стробы защиты РЛС от пассивных помех и стационарных предметов (что делает БПЛА неразличимыми для РЛС на фоне местности или в облаке пассивных помех);
– малые геометрические размеры, обусловливающие низкие значения вероятностей поражения снарядами зенитной артиллерии, а также приводящие к несрабатыванию радиовзрывателей зенитных управляемых ракет (ЗУР) при их подлете в район малоразмерной цели;
– скрытность применения БПЛА, обеспечиваемая относительной бесшумностью их двигателей, а также за счет полета в режиме «радиомолчания» до выхода их в зону непосредственного боевого применения.
Специфика летно-технических характеристик БПЛА обусловливает ряд дополнительных, крайне важных, преимуществ их построения и эксплуатации:
– применение классической аэродинамической схемы, которая обеспечивает устойчивость и простоту управления;
– возможность оснащения БПЛА электрическими двигателями, выгодно отличающимися простотой в эксплуатации;
– возможность использования нетрадиционных видов энергии для двигателей (солнечных батарей, криогенного топлива и др.), позволяющих применять БПЛА без ограничения их полета по времени;
– значительное снижение общего уровня затрат, связанных с переброской и временным базированием достаточно компактных подразделений БПЛА в районы боевого предназначения, ремонтом и обслуживанием БПЛА и обеспечивающей аппаратуры в полевых условиях;
– низкая стоимость разработки и эксплуатации БПЛА, которая меньше стоимости современных пилотируемых ЛА, выполняющих многие аналогичные боевые задачи. При этом сохраняются дорогостоящий летный состав, самолеты, вертолеты и др.
Перспективным направлением повышения эффективности БПЛА является групповое применение малых дешевых БПЛА в виде «стаи» («роя»), когда они объединяются в группы и при условии четкого распределения ролей. Такие группы БПЛА за счет своей массовости могут эффективно преодолевать средства РЭП и ПВО и выполнять различные боевые задания.
Основными недостатками БПЛА являются:
– ограничения по применению в зависимости от времени суток и погодных условий для отдельных категорий БПЛА;
– низкая интеллектуальность действий в автономном режиме;
– низкая скрытность каналов радиоуправления (КРУ) и передачи данных;
– низкая живучесть конструкции;
– подверженность КРУ и канала спутниковой навигации БПЛА воздействию радиоэлектронных помех;
– сравнительно небольшая дальность действия дистанционного управления БПЛА с ПУ при отсутствии дополнительных средств ретрансляции;
– ограничения по массе и составу полезной нагрузки.
Рассмотрим некоторые из вышеуказанных недостатков БПЛА более подробно.
Наличие значительных ограничений применения БПЛА в зависимости от погодных условий. Использование БПЛА возможно лишь в благоприятных условиях, например, при скорости ветра менее 10 м/с. Применение малых БПЛА существенно затрудненно при сильном дожде (ливне), в условиях высокой влажности воздуха, при среднем и сильном тумане.
Низкая живучесть и устойчивость БПЛА к физическому воздействию любого рода, от попадания осколка (пули) до сильного порыва ветра, приводящая к потерям пространственного ориентирования и срыву БПЛА в неконтролируемые режимы пролета. Каждое существенное внешнее возмущение (резкий порыв ветра, восходящий или нисходящий воздушный поток, попадание БПЛА в воздушную яму) может привести к потере ориентации БПЛА и последующей аварии.
Низкий уровень технической надежности и «интеллектуальности» действий БПЛА в автономном режиме. По опыту применения БПЛА в локальных войнах специалистами сделан вывод о том, что частота аварий БПЛА в 100 раз выше, чем пилотируемых ЛА. Основными причинами этого являются значительно меньшая надежность бортового радиоэлектронного оборудования (РЭО) на борту БПЛА и отсутствие дублирования функций основного РЭО ввиду малой грузоподъемности БПЛА, в отличие от пилотируемых ЛА. Традиционно БПЛА оснащается комплектом минимально необходимой аппаратуры. К перечню такой бортовой аппаратуры можно отнести:
– навигационную систему (автономную или основанную на использовании сигналов спутниковых радионавигационных систем (СРНС));
– систему связи, включающую в себя каналообразующую аппаратуру КРУ, по которой осуществляется управление БПЛА с ПУ и передаются телеметрические данные о состоянии оборудования БПЛА, а также каналообразующую аппаратуру передачи данных от целевой нагрузки;
– целевую нагрузку (аппаратуру разведки или средства поражения).
Кроме того, при сбоях в работе пилотируемого ЛА летчик в ряде случаев способен быстро диагностировать и исправлять случившуюся во время полета аварийную ситуацию, устранить неисправность, взять на себя ручное управление и т. д., а при эксплуатации БПЛА такие действия в полете провести невозможно. Высокая уязвимость БПЛА от различных факторов боевой обстановки и их низкая «интеллектуальность» в автономном режиме, ввиду отсутствия таких незаменимых человеческих качеств, как оперативное принятие решения, возможность переноса основных усилий на новые, более важные объекты, умение уклоняться от опасности и оперативно применять меры к обману противника, введению его в заблуждение и т. д. являются сегодня неразрешимыми проблемами, снижающими эффективность боевого применения современных БПЛА.
3.1.2. Классификация БПЛА
При рассмотрении задачи противодействия БПЛА следует классифицировать их по массогабаритным характеристикам и скорости, а также по назначению и применению.
По массогабаритным характеристикам и скорости для БПЛА в настоящее время введено несколько классификаций.
Американская классификация БПЛА представлена в таблице 1. Западноевропейская классификация БПЛА представлена в таблице 2. Российская классификация БПЛА представлена в таблице 3.
Таблица 1. Американская классификация БПЛА
Таблица 2. Западноевропейская классификация БПЛА
Примечание: классы Short-range UAV и Medium-range UAV часто объединяют в общий класс TUAV (Tactical unmanned aerial vehicle) — тактические БПЛА.
Таблица 3. Российская классификация БПЛА
В таблице 4 представлена гармонизированная классификация БПЛА, объединяющая западноевропейский и российский подходы к классификации, в соответствии с предложениями.
Таблица 4. Гармонизированная классификация БПЛА
Ввиду большого значения именно скорости БПЛА при его перехвате средствами ЗРК ПВО, предлагается различать следующие типы БПЛА в зависимости от их функциональной скорости полета:
– малоскоростные БПЛА — со скоростями полета до 200 км/ч (с максимальной скоростью полета в этом классе — 250 км/ч);
– среднескоростные БПЛА — со скоростями полета от 150 до 400 км/ч (с максимальной скоростью полета в этом классе — 450 км/ч);
– скоростные БПЛА — со скоростями полета от 350 до 800 км/ч (с максимальной скоростью полета в этом классе — 900–980 км/ч).
Рисунок 1. Классификация БПЛА
По назначению следует различать следующие БПЛА:
– БПЛА многоразового применения:
— разведывательные БПЛА;
— разведывательно-ударные БПЛА;
— транспортные БПЛА;
— БПЛА — носители средств вооружения;
— БПЛА, расширяющие функциональные возможности носителя;
— разделяющиеся БПЛА;
— БПЛА — перехватчики.
– БПЛА одноразового применения:
— БПЛА — ложные цели;
— барражирующие «БПЛА-камикадзе»;
— разведывательно-ударные «БПЛА-камикадзе»;
— БПЛА — перехватчики.
В соответствии с количеством одновременно применяемых БПЛА следует различать:
– БПЛА одиночного применения;
– БПЛА группового применения.
В соответствии с уровнем военного управления, в интересах которого БПЛА решает задачи, следует различать:
– стратегические БПЛА;
– оперативно-тактические БПЛА;
– тактические БПЛА.
В соответствии с принципом полета БПЛА следует различать:
– БПЛА самолетного типа;
– БПЛА вертолетного типа.
3.1.3. Оценка целесообразности боевого применения БПЛА по показателю эффективность/стоимость
Одним из основных критериев оценки целесообразности боевого применения БПЛА является показатель «эффективность/стоимость», а именно — приведенная стоимость выполнения боевой задачи С пр бз:
,
где: C бз – полная стоимость выполнения боевой задачи; P вып бз – вероятность выполнения боевой задачи.
Очевидно, что указанный критерий по своей природе является величиной, базирующейся на статистических данных. Полная стоимость выполнения боевой задачи C бз определяется как:
,
где: N БПЛА – количество БПЛА в наряде, выполняющем боевую задачу; N пот – количество потерянных БПЛА; C 1БПЛА – стоимость одного БПЛА; C 1 ч – стоимость одного часа полета БПЛА; T п – продолжительность полёта БПЛА при выполнении боевой задачи; C бп – стоимость израсходованных боеприпасов при выполнении боевой задачи; C об – стоимость обеспечения выполнения боевой задачи.
Вероятность выполнения боевой задачи P вып бз нарядом из N БПЛА однотипных БПЛА, определяется вероятностью P вып бз 1 того, что хотя бы один БПЛА выполнит боевую задачу:
.
В последнем выражении вероятность выполнения боевой задачи одним БПЛА P вып бз 1 является сверткой частных вероятностей выполнения этим БПЛА отдельных этапов боевой задачи:
,
где: P выл – вероятность своевременного вылета БПЛА, характеризует эффективность функционирования наземной системы управления и технических средств инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечений; P преод – вероятность преодоления БПЛА зоны ПВО и зон РЭП, характеризует маневренные свойства БПЛА, эффективность выбора маршрута полета, устойчивость БПЛА и его бортового оборудования к воздействию поражающих факторов средств ПВО и РЭП; P нав ц – вероятность успешного наведения на цель, которая характеризует эффективность функционирования бортовых средств БПЛА, прицельно-навигационного комплекса и наземной системы управления; P возд ц – вероятность успешного воздействия по цели: для разведывательных БПЛА — успешное вскрытие разведываемых параметров цели, для ударных БПЛА — успешное поражение цели.
Отметим, что вероятности в последнем выражении являются условными, и каждая следующая вероятность принимает свое некоторое значение, при условии, что вероятности предыдущих этапов уже равны единице.
Анализ выражения для С пр бз показывает, что современные тенденции применения БПЛА идут по пути уменьшения их массогабаритных параметров, удешевления конструкции и повышения маневренности ( C 1БПЛА↓, C 1 ч↓, C бп↓, C об↓, P преод↑), объединения их в группы ( N БПЛА↑), что приводит к тому, что даже при увеличении количества потерянных БПЛА ( N пот↑), они примерно на том же уровне выполняют свою боевую задачу ( P вып бз≈ const, С пр бз≈ const).
Отметим, что вышеизложенный подход к оценке эффективности применения БПЛА не является единственным. Другая, альтернативная методика оценки эффективности применения БПЛА основана на учете таких факторов как живучесть БПЛА, возможности перераспределения функций в группе, особенностях решаемой задачи и т. д.
3.1.4. Малые БПЛА как наиболее сложные объекты для противодействия
Проведенный анализ показал, что наиболее сложными в отношении противодействия являются малые БПЛА — малогабаритные и малоскоростные. К дополнительным факторам, которые препятствуют эффективному противодействию таким БПЛА, относятся:
– использование высокоманевренных (например, «змейка») и «рванных» (с периодическим зависанием или резким снижением скорости) режимов полета;
– использование в конструкции БПЛА пластиковых и композиционных материалов, слабо отражающих электромагнитное излучение (ЭМИ);
– использование для управления БПЛА не выделенных КРУ на основе отдельных средств связи, а уже существующей связной инфраструктуры мобильных операторов связи и точек доступа Wi-Fi.
К малым БПЛА можно отнести (таблица 4):
– нано БПЛА — массой менее 0,25 кг, продолжительностью полета менее 1 ч, высотой полета до 300 м, радиусом действия до 1 км;
– микро БПЛА — массой до 5 кг, продолжительностью полета около 1 ч, высотой полета до 3 км, радиусом действия до 10 км;
– мини БПЛА — массой до 25 кг, продолжительностью полета менее 4 ч, высотой полета до 3 км, радиусом действия до 40 км.
Применение малых БПЛА прочно вошло в тактику действий как воинских подразделений, так и террористических группировок. По своему назначению малые БПЛА подразделяются на разведывательные и ударные (последние только одноразового применения) с массой полезной нагрузки до 20 кг.
Малые тактические БПЛА в воинских подразделениях решают следующие основные задачи:
– ведение воздушной разведки противника в реальном масштабе времени;
– слежение за наиболее важными объектами (мобильными пунктами управления, пусковыми установками ракетных формирований стратегического и оперативного предназначения и др.);
– «подсветки» целей для средств поражения ВТО;
– провоцирование расхода огневого ресурса и боеприпасов значимых средств поражения перед их атакой;
– заброска средств поражения;
– установка забрасываемых постановщиков помех (ЗПП);
– корректировка огня артиллерии;
– доставка экстренных грузов специального и медицинского назначения;
– ретрансляция данных между бойцами и группами тактических подразделений, при их совместных действиях в городских условиях или в местности со сложным рельефом;
– отвлечение внимания на демонстрационные полеты БПЛА и др.
Террористические группировки и лица, ведущие противозаконную деятельность, применяют малые БПЛА (рис. 2-7) для решения следующих задач:
– доступа за периметр охраняемых объектов и ведение там наблюдения;
– точечное уничтожение отдельных важных лиц;
– заброска самодельных средств поражения;
– нанесение повреждений зданиям, памятникам культуры, объектам инфраструктуры и транспортным средствам;
– транспортировка запрещенных средств или их заброска на охраняемую территорию;
– препятствование воздушному движению в аэропортах;
– обмен сообщениями в условиях сохранения режима радиомолчания.
Рисунок 2. БПЛА Qasif-K2, успешно атаковавший аэропорт г. Джизана (Саудавская Аравия) 8 июля 2020 г.
Рисунок 3. Пример БПЛА Samad-3, успешно атаковавшего нефтеперерабатывающий завод в г. Абкейк (Саудавская Аравия) 14 сентября 2019 г.
Рисунок 4. Пример самодельного малого БПЛА самолетного типа, атаковавших российскую авиабазу в г. Хмеймим (Сирия) в 2019–2020 гг.
Рисунок 5. Пример самодельного малого БПЛА самолетного типа, атаковавших российскую авиабазу в г. Хмеймим (Сирия) в 2019–2020 гг.
Рисунок 6. Пример малого БПЛА-квадрокоптера, предположительно подобных тем, которые атаковали Президента Венесуэлы Н. Мадуро 4 августа 2018 г. (DJI M600)
Рисунок 7. Пример малого БПЛА-квадрокоптера, предположительно подобных тем, которые атаковали Президента Венесуэлы Н. Мадуро 4 августа 2018 г. (DJI Phantom 4)
Образцы малоразмерных разведывательных БПЛА имеют взлетную массу от 2–3 кг (БПЛА «Пума», «Драгон Ай», «Скайлайт» и др.), до 15–30 кг («Интегратор», «Луна Х-2000»). При этом полезная нагрузка этих БПЛА составляет от 0,2–0,4 до 2–3 кг, а радиус действия до 10–20 км. Эти БПЛА ведут оптико-электронную разведку (ОЭР) и находятся на вооружении штабных, мотопехотных (пехотных или танковых) батальонов, а также артиллерийских дивизионов механизированных (танковых, пехотных, воздушно-десантных или воздушно-штурмовых) бригад, дивизий и армейских корпусов. Они также применяются в составе армейской авиации и в силах специальных операций.
3.1.5. Краткая характеристика бортового оборудования БПЛА
В состав БПЛА входят следующие основные системы:
– планер (несущая конструкция);
– двигательная установка;
– система электроснабжения;
– система управления;
– навигационная система;
– телеметрическая система;
– система радиосвязи.
Взаимосвязь основных подсистем БПЛА представлено на рис. 8.
Рисунок 8. Взаимосвязь основных подсистем БПЛА
В зависимости от перечня решаемых задач на борту БПЛА могут дополнительно устанавливаться следующие системы и устройства:
– системы оптико-электронной, тепловизионной, радиолокационной, радио- и радиотехнической, радиационной, химической, бактериологической и других видов разведки с малогабаритным накопителем разведанных;
– средства постановки активных радиоэлектронных помех;
– устройства наведения и коррекции управляемого оружия («подсветки» целей);
– средства поражения, различных типов;
– средства управления и связи с наземным пунктом управления;
– ответчик системы госопознавания;
– аппаратура автономного полета и автоматической посадки;
– транспортные кассеты, отсеки, крепления и т. д.
3.1.5.1. Двигательная установка
Как правило, двигательная установка малых БПЛА самолетного типа, представляет собой турбовинтовой двигатель, который в общих принципах соответствует двигательная установке пилотируемых ЛА.
Вместе с тем, в последнее время в качестве БПЛА получили широкое распространение малые БПЛА вертолетного типа, так называемые «мультикоптеры», «квадрокоптеры», «дроны». Для данных БПЛА характерно использование установки принципиально иного рода — на основе использования 4, 6 или большего количества двигателей.
В качестве двигателей малых БПЛА вертолетного типа применяют двигатели двух типов:
– коллекторные — обмотки находятся на роторе (вращающейся части);
– бесколлекторные — обмотки находятся на статоре (неподвижной части).
Бесколлекторные двигатели (BLDC-двигатели) не используют щеток и коллекторов, и при наличии хороших подшипников требуют минимального технического обслуживания. Ротор BLDC-двигателей изготавливается из постоянного магнита и не имеет обмоток. Статор содержит обмотки, переменное поле которых приводит к вращению ротора.
Управление двигателями осуществляется с помощью задания направления и скорости вращения винтов через подключаемые к ним электронные регуляторы скорости ESC (Electric Speed Controller). На вход регуляторов подается напряжение с аккумулятора и управляющие сигналы с микроконтроллера, на выход регулятор отдает напряжение для привода.
Увеличением числа оборотов винтов в единицу времени задается подъем, уменьшением — опускание. Увеличение оборотов двух боковых винтов задает крен, а передних или задних — тангаж с последующим движением в сторону или подъемом/снижением по косой соответственно, а винтов, расположенных на одной из косых осей, — разворот аппарата влево или вправо (рыскание). Для стабилизации движения одна пара винтов всегда вращается по часовой стрелке, другая — против (рис. 9), компенсируя этим крутящий момент.
Рисунок 9. Вращение винтов малых БПЛА вертолетного типа
3.1.5.2. Система управления
По способам управления БПЛА декомпозируют на:
– автономные;
– полуавтономные;
– управляемые.
Выбор способа управления зависит от сложности и специфики выполнения, поставленных перед БПЛА задач. Как правило, система управления больших БПЛА самолетного типа в общих принципах соответствует пилотируемым ЛА, а малые БПЛА имеют иерархическую трехуровневую компоновку системы управления:
– нижний уровень — уровень отдельных устройств, механизмов, датчиков и оборудования;
– средний уровень — уровень управления процессами полета с помощью бортовых контроллеров, модулей ввода-вывода сигналов и коммутационного оборудования;
– верхний уровень — уровень диспетчеризации и администрирования БПЛА, осуществляющий взаимодействие между оператором или программой полета через интерфейс с контроллерами среднего уровня.
Нижний уровень управления образуется, двигательной установкой, датчиками навигационной системы (подробно рассмотрены далее), оборудованием полезной нагрузки: оптико-электронные средства (ОЭС), радиолокационные станции (РЛС), различные другие радиоэлектронные средства (РЭС) и т. д.
Средний уровень соответствует бортовым аппаратно-программным средствам управления. Бортовая система управления малыми БПЛА формируется на базе бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ), которые, как правило, управляются либо открытыми операционными системами (ОС), такими как Linux, Android и т. д., либо специализированными ОС реального времени, такими как QNX, VME, VxWorks, XOberon и т. д. Кроме того, в последнее время появились различные проекты по созданию ОС и прикладного программного обеспечения (ПО) специально ориентированного на БПЛА.
В настоящее время получили широкое распространение схемотехнические решения, в которых БЦВМ, а также основные контролеры устройств выполнены на единой плате и упакованы в защитный корпус. При этом БЦВМ, представляет собой RISC микропроцессор, как правило, ARM архитектуры, а отдельные контролеры — микросхемы ПЛИС, которые могут быть запрограммированы с учетом особенностей функционирования конкретных образцов бортового РЭО. Пример БЦВМ малого БПЛА на ПЛИС представлен на рис. 10.
Рисунок 10. БЦВМ малого БПЛА на основе ПЛИС фирмы Xilinx серии Spartan2 XC2S100
В качестве аппаратуры управления в малых БПЛА могут применяться цифровые сигнальные процессоры или микроконтроллеры (MicroPC), программируемые на языках высокого уровня, таких как С, С++, Модула-2, Оберон SA или Ада95, а также программные пакеты SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition) — диспетчерское управление и сбор данных), предназначенные для разработки или обеспечения работы в реальном времени систем мониторинга или управления. Кроме того, для управления малыми БПЛА могут использоваться специальные полетные контроллеры FCU (Flight Control Unit), которые формируют команды для микроконтроллеров управляющих двигателями и отдельными подсистемами БПЛА, в соответствии с данными, получаемыми по командной радиолинии управления (КРУ).
В последнее время три ведущих производителя микроэлектроники Qualcomm, Intel и Nvidia выпустили собственные типовые схемотехнические решения для систем управления БПЛА. Кроме того, аналогичное решение выпустил один из ведущих китайских производителей микроэлектроники — Leadcore. Каждый набор является типовым решением, включающем в себя:
– центральный процессор управления CPU (Central Processing Unit);
– бортовую ОЭС;
– графический процессор GPU (Graphics Processing Unit) обработки видеоданных, поступающих от бортовой ОЭС;
– систему связи на основе технологии Wi-Fi.
Характеристики этих схемотехнических решений приведены в таблице 5.
Таблица 5. Характеристики типовых технических решений для БПЛА от компаний Qualcomm, Intel, Nvidia и Leadcore
н/д — нет данных.
Верхний уровень управления соответствует архитекторе «БПЛА — ПУ» (или «группа БПЛА — ПУ») и образован телеметрической системой сбора данных о состоянии бортовых систем БПЛА, системой связи БПЛА и пункта управления (ПУ), а также оборудованием ПУ. Оборудование ПУ обрабатывает телеметрические данные о состоянии БПЛА и его местоположении, формирует программу полета и в соответствии с ней выдает команды на борт БПЛА.
Критически важным, для решения задачи противодействия БПЛА, на этом уровне являются ТТХ системы связи. Они подробно будут рассмотрены далее.
Отдельно отметим, что для подавляющего числа БПЛА основные функции по принятию решений реализуются не на борту, а на ПУ человеком-оператором. Это решения о профиле полета, альтернативных вариантах достижения целевой задачи, обработка данных, поступающих от бортового оборудования. Вместе с тем, развитие теории искусственного интеллекта (ИИ), теории управления группами БПЛА, повышение возможностей вычислительных средств, привело к тому, появились проекты, нацеленные на кардинальное повышение автономности и «интеллектуальности» управления БПЛА. Такие проекты нацелены на создание ПО и библиотек с открытым исходным кодом в области машинного зрения и искусственного интеллекта, которые напрямую определяют направления дальнейшего развития БПЛА. Краткая характеристика таких проектов представлена в таблице 6.
Таблица 6. Проекты по созданию ПО повышающего автономность и «интеллектуальности» управления БПЛА
3.1.5.3. Навигационная система
Навигационная система БПЛА может иметь различный уровень сложности и учитывать для определения местоположения БПЛА несколько сигналов, поступающих от датчиков различной физической природы.
На БПЛА в зависимости от его размера и сложности решаемых задач могут быть размещены следующие варианты навигационной системы:
– навигационная система, основанная только на аппаратуре потребителей (АП) наиболее распространенных спутниковых радионавигационных систем (СРНС) — такая система характерна для самых простых малых БПЛА-квадрокоптеров;
– простая интегрированная навигационная система, на основе комплексирования данных микромеханических инерциальных навигационных систем (ИНС) и АП СРНС — такая навигационная система характерна для широкого класса малых БПЛА-квадрокоптеров для профессионального использования в различных целях;
– интегрированная навигационная система, на основе комплексирования данных нескольких навигационных устройств: микромеханических ИНС, АП СРНС, барометрического высотомера, радио или лазерного высотомера — такая навигационная система характерна для профессиональных малых БПЛА, а также для БПЛА среднего класса;
– интегрированная навигационная система, на основе комплексирования данных нескольких навигационных устройств: авиационных ИНС, АП СРНС, высотомеров (барометрического и радио), радиотехнической системы ближней навигации (РСБН) VOR/DME (Very high frequency Omni directional radio Range / Distance Measuring Equipment), системы автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В) — такая навигационная система фактически полностью повторяет навигационную систему пилотируемого летательного аппарата (ЛА) и характерна для БПЛА тяжелого класса.
Система навигации 1-го типа устанавливается, на подавляющем числе малых БПЛА-квадрокоптеров. Такая навигационная система содержит АП одной или нескольких СРНС. К наиболее распространенным СРНС относятся системы: ГЛОНАСС (Россия), GPS/NAVSTAR (США), Beidou (Китай), Galileo (ЕС). Сигналы СРНС формируются на литерных частотах в диапазоне 1,1–1,6 ГГц. Как правило, простые навигационные системы, устанавливаемые на малые БПЛА, используют интегрированный режим обработки сигналов от нескольких СРНС, что обеспечивает точность навигации 1–2,5 м как в горизонтальной плоскости, так и по высоте.
Более сложные БПЛА для профессионального использования, как правило имеют навигационную систему 2-го или 3-го типа, в состав которой помимо АП СРНС дополнительно входят элементы автономной навигационной системы — микромеханические акселерометры и гироскопы. Однако, такая автономная ИНС, без ее коррекции по сигналам СРНС, не в состоянии осуществлять автономное счисление пройденного пути ввиду высоких скоростей дрейфа гироскопических датчиков. Накапливаемая ошибка микромеханических ИНС, в условиях отсутствия корректирующих сигналов СРНС, за 1 мин составляет до 3 м по горизонтали и 2 м по вертикали. Таким образом эти ИНС способны без сигналов СРНС поддерживать приемлемую точность полета на уровне 100–150 м в течении не более 10 мин. При этом, как правило, имеется ввиду поддержание режима прямолинейного полета без ускорений и маневров. Примерами таких образцов микромеханических ИНС могут являться устройства Geo-iNAV (масса порядка 3 кг) — рис. 11.
Рисунок 11. Навигационная система Geo-iNAV для БПЛА на основе СРНС и микромеханических ИНС
Таким образом на современном этапе развития навигационных систем малых БПЛА для счисления пути с приемлемой точностью требуется использование сигналов СРНС. Дополнительными способами повышения автономности и точности навигационных систем БПЛА является установка барометра и лазерного высотомера. Это оборудование позволяет повысить точность определения координат за счет использования дополнительных каналов комплексирования навигационных данных, а также формировать профили автономного полета БПЛА по электронным картам местности, содержащим барометрические данные или высотные профили.
В средних и тяжелых БПЛА, в подавляющем числе случаев, используются навигационные системы 4-го типа — авиационные ИНС на основе лазерных или волоконно-оптических гироскопов. Однако масса таких ИНС составляет от 8 кг, что делает проблематичным их использование на малых (и даже на средних) БПЛА. Подробно тактико-технические характеристики (ТТХ) таких ИНС рассмотрены. Данные ИНС в среднем обеспечивают ошибку счисления пути порядка 1,85 км за 1 ч полета. При этом информация, поступающая по другим каналам: от АП СРНС, от высотомеров, сигналы от РСБН и от АЗН-В, является вторичной и после верификации и комплексирования она используются только для коррекции показаний ИНС.
Отметим, что быстрое развитие БПЛА приводит к усовершенствованию их навигационного обеспечения. К таким направлениям усовершенствования относятся следующие:
– использование для повышения точности навигации многостанционных локальных РСБН или систем — имитаторов сигналов СРНС, при этом станции этих систем могут быть мобильными, находясь на автомобилях, и заблаговременно развертываться в зоне планируемого применения БПЛА;
– использование для навигации электронных карт местности, полет по которым осуществляется в соответствии с данными радио- или лазерного высотомера, РЛС или ОЭС видимого диапазона;
– использование для навигации различных автономных систем технического зрения, а также технологии SLAM (Simultaneous Localization and Mapping) — технологии автоматического одновременного построения карты местности в неизвестном пространстве, контроля текущего местоположения БПЛА и пройденного пути;
– автономный прямолинейный полет БПЛА в направлении цели, подсвечиваемой внешним источником излучения.
Характеристики навигационной системы БПЛА являются важным фактором, при организации его радиоэлектронного подавления.
3.1.5.4. Система радиосвязи
Система радиосвязи БПЛА представляет собой совокупность различных линий, в которых предаются данные принципиально различного типа, уровня важности, объема, уровня криптозащиты и т. д.
Для управления и обмена данными с БПЛА организуются следующие направления связи:
– направление «вверх» — организуется от ПУ к БПЛА и включает в себя:
— направление «вверх» КРУ для передачи команд управления БПЛА, а также команд управления специальной аппаратурой и техническими средствами полезной нагрузки, размещенными на БПЛА;
– направление «вниз» — организуется от БПЛА к ПУ и включает в себя:
— направление «вниз» КРУ для передачи телеметрической информации (ТМИ) о состоянии подсистем БПЛА, специальной аппаратуры и технических средств полезной нагрузки, а также квитанций о выполнении команд управления;
— высокоскоростная линия передачи данных от специальной аппаратуры и технических средств полезной нагрузки, размещенных на БПЛА.
Вышеуказанные линии связи могут организовываться в различных частотных диапазонах, использовать различные режимы с ретрансляцией и без неё, использовать различные сигнально-кодовые конструкции, специально адаптированные под тип и важность передаваемых данных.
Для организации КРУ и высокоскоростной передачи телеметрии и данных на наземный ПУ используется УКВ (220–400 МГц), L (1,4–1,85 ГГц), S (2,2–2,5 ГГц), С (4,4–5,85 ГГц), и Ku (15,15–15,35 / 14,4-14,83 ГГц) диапазоны. Связь организуется в пределах прямой видимости. Для связи на дальние расстояние могут использоваться БПЛА-ретрансляторы, а также системы спутниковой связи (ССС). У простых малых БПЛА в качестве каналообразующей аппаратуры КРУ могут использоваться средства доступа в сети мобильных операторов связи поколений 2G…4G, а также стандартные технологии радиосвязи:
– RC433: 433 МГц;
– сети 4G: 725–770, 790–830, 850–894 МГц;
– сети CDMA: 850–894 МГц;
– RC868: 868–916 МГц;
– GSM900: 890–915, 935–960 МГц;
– GSM1800: 1710–1880 МГц;
– сети 3G: 2110–2170 МГц;
– сети Wi-Fi на базовой частоте 2,4 ГГц: 2,4–2,5 ГГц;
– сети 4G: 2,5–2,7 ГГц;
– сети Wi-Fi на базовой частоте 5,2 ГГц: 4,9–5,5 ГГц;
– сети Wi-Fi на базовой частоте 5,8 ГГц: 5,5–6,1 ГГц.
Если команды управления по КРУ не поступают, то БПЛА переходит в режим автономного полета. В данном режиме БПЛА могут реализовывать как простые программы, типа «возвращение», «прямолинейный полет», «барражирование», так и более сложные программы автономного полета, основанные на заранее заложенных электронных картах местности и данных от навигационной системы.
Характеристики систем радиосвязи БПЛА чрезвычайно важны для организации противодействия им путем радиоэлектронного подавления.
3.1.6. Групповое применение БПЛА как основное направление повышения эффективности их использования
Одной из стратегий повышения эффективности применения БПЛА является переход к их групповому применению, в рамках реализации стратегии сетецентрического управления. Разработка теоретических основ группового применения БПЛА являются логическим продолжением идей специализации БПЛА в группе, а также возможности достижения требуемых результатов малыми затратами сил и средств. Основными задачами применения групп БПЛА являются:
– повышение вероятности и эффективности выполнения целевой задачи за счет многократного дублирования функций и специализации ролей отельных БПЛА в группе;
– истощение ресурсов средств поражения, за счёт принуждения её к противодействию большому количеству целей, в условиях, которые превышают их боевые возможности;
– маскировка направления и средств нанесения основного удара, дезорганизация систем управления, обнаружения и целераспределения, за счет отвлечения средств поражения на множество второстепенных однотипных целей — группу БПЛА;
– имитация массированного применения основных средств вооружения, формирование «виртуальной воздушной обстановки»;
– деморализация и подрыв воли живой силы противника.
С целью отработки технологии применения групп БПЛА ведутся исследования на математических моделях и натурных макетах, проводятся натурные эксперименты в модельных условиях и в реальных боевых действиях.
Группы БПЛА по принципу построения боевого порядка могут быть:
– упорядоченными (стая, рой): боевой порядок строится на основе алгоритма управления группой, который реализуется внутри группы или по командам с наземного/воздушного ПУ;
– неупорядоченными: боевой порядок определяется последовательностью старта БПЛА и индивидуальными алгоритмами функционирования, и программой полета каждого аппарата.
Упорядоченные группы могут быть:
– автономными — после старта реализуют свой (заданный при старте или формируемый в процессе полёта) алгоритм функционирования
– связанными — после старта реализуется алгоритм, который формируется и контролируется извне — с наземного/воздушного ПУ.
По боевому составу группы БПЛА могут быть:
– однородными: в состав группы входят БПЛА одного типа и одинакового функционального назначения;
– неоднородными: в состав группы входят БПЛА разного типа и функционального назначения.
По боевой специализации группы БПЛА могут быть:
– целевыми: ударные, разведывательные, истребительные и т. д.;
– многоцелевыми: разведывательно-ударными, истребительно-ударными и т. п.
Основными объектами для реализации технологии группового применения могут быть (по хронологии и целесообразности развития):
– малоразмерные БПЛА различного назначения: разведывательные, ударные, постановщики помех, имитирующие и т. д.;
– ударные авиационные средства типа планирующих авиационных бомб и крылатых ракет;
– перспективные автономные БПЛА различного назначения.
Очевидно, что чем выше автономность и неоднородность группы БПЛА, тем более сложные задачи она может выполнять. Соответственно, тем более сложным будет ее алгоритм функционирования, а также бортовой комплекс управления каждого БПЛА. В ближайшем будущем, вероятнее всего, произойдет создание автономных смешанных целевых и многоцелевых групп БПЛА. При этом промежуточным этапом эволюции форм применения БПЛА может рассматриваться создание смешанных групп БПЛА и пилотируемых ЛА. При этом принципиальным вопросом повышения эффективности применения группы БПЛА является наличие в контуре управления человека, которому свойственны объективные физиологические ограничения на количество одновременно контролируемых параметров и на скорость реакции. Зависимость качества управления от физиологического состояния и текущей нагрузки (физической, информационной и психической) человека в перспективе приведёт к полному исключению его из всех промежуточных этапов управления группой БПЛА, оставив ему одну функцию — функцию принятия решения на боевое применение группы БПЛА и первоначального формирования программы автономных действий для реализации группой оперативного замысла.
3.2. Обнаружение БПЛА
3.2.1. Малые БПЛА как наиболее сложные объекты для обнаружения
Обнаружение БПЛА является первым этапом противодействия ему. Без вскрытия факта полета БПЛА, траектории его движения, других значимых характеристик, важных для целеуказания средству противодействия, противодействие БПЛА невозможно.
Особенностью обнаружения БПЛА является то, что большие и средние БПЛА самолетного типа по своим демаскирующим признакам фактически соответствуют уже известным аэродинамическим целям — легким самолетам, крылатым ракетам, планерам и т. д. Такие цели могут обнаруживаться современными средствами разведки с использование существующих алгоритмов селекции целей. При этом, как показано в работах, для современных средств обнаружения наиболее сложными целями являются именно малогабаритные и малоскоростные БПЛА. К дополнительным факторам, которые препятствуют эффективному обнаружению таких БПЛА, относятся:
– использование высокоманевренных (например, «змейка») или «рванных» (с периодическим зависанием или резким снижением скорости) режимов полета;
– использование в конструкции БПЛА пластиковых и композиционных материалов, слабо отражающих ЭМИ;
– использование для управления БПЛА не выделенных КРУ на основе отдельных средств связи, а уже существующей связной инфраструктуры мобильных операторов связи и точек доступа Wi-Fi.
Достаточно полный анализ демаскирующих признаков малого БПЛА представлен. Средствами обнаружения БПЛА, которые используют соответствующие демаскирующие признаки, могут быть:
– средства радиолокационной разведки (РЛР) — различные РЛС;
– средства радио- и радиотехнической разведки (РРТР) разведки — станции контроля радиоизлучений, пеленгаторные посты;
– средства оптико-электронной разведки (ОЭР) — средства теле- и фотонаблюдения в видимом и инфракрасном (ИК) диапазонах;
– средства акустической разведки (АР) — микрофоны и звукоулавлеватели.
Данные средства, как правило используются комплексно, взаимно дополняя друг друга, при этом основными средствами целеуказания для комплексов ПВО являются средства РЛР — РЛС, а для комплексов РЭП — средства РРТР.
В таблице 7 приведены сравнительные возможности вышеуказанных средств обнаружения БПЛА.
Далее подробно будет рассмотрено обнаружение БПЛА средствами РЛР, РРТР, ОЭР и АР.
Таблица 7. Возможности различных типов средств разведки при решении задач, идентификации и сопровождения малых БПЛА
3.2.2. Обнаружение БПЛА средствами радиолокационной разведки
Контроль и ведение РЛР воздушного пространства с помощью РЛС является достаточно широко распространённым и традиционным способом обнаружения воздушных целей комплексами ПВО. Обнаружение средствами РЛР является эффективным в том случае, когда радиолокационная заметность цели соответствует разрешающей способности РЛС. Показателем радиолокационной заметности цели является ее эффективная площадь рассеяния (ЭПР):
,
где: ξ – коэффициент деполяризации вторичного поля (0≤ξ≤1); P отр – мощность отражённого от цели сигнала; E 1 – плотность потока энергии радиолокационного сигнала на сфере радиусом равным дальности до цели; D 0 – значение диаграммы обратного рассеяния в направлении на РЛС; S – полная площадь рассеяния цели.
Несмотря на то, что показатель ЭПР имеет размерность м² он не является геометрической площадью, а является энергетической характеристикой, то есть представляет собой коэффициент, который учитывает отражающие свойства цели и зависит от пространственной конфигурации цели, электрических свойств её материала и отношения линейных размеров цели к длине волны. В радиолокационных задачах распознавания и классификации целей обычно пользуются радиолокационным портретом воздушной цели (так называемой сигнатурой), который связан с геометрическими, физическими и кинематическими свойствами цели.
Как объекты РЛР малые БПЛА характеризуются значением ЭПР порядка 0,05-0,5 м². При этом, в большинстве работ для таких БПЛА принимается значение ЭПР равное 0,1 м², которое, как показано, является вполне достаточным значением, характеризующим сигнатуры БПЛА, на которых не используются специальные средства снижения заметности, в том числе — коммерческих БПЛА типа «квадрокоптер».
Указывается, что расчетные дальности для обнаружения малоразмерных БПЛА со стороны РЛС, находящимися на вооружении формирований ПВО, при различных значениях ЭПР БПЛА составляют:
– для РЛС МВ диапазона:
— 8-14 км для БПЛА с ЭПР около 0,1 м²;
— 0,1–1,5 км для БПЛА с ЭПР около 0,01 м²;
– для РЛС ДЦМВ диапазона:
— 9-16 км для БПЛА с ЭПР около 0,1 м²;
— 0,8–2 км для БПЛА с ЭПР около 0,01 м²;
– для РЛС СМВ диапазона:
— 12–25 км для БПЛА с ЭПР около 0,1 м²;
— 1,4–2,8 км для БПЛА с ЭПР около 0,01 м².
При этом в войсках помимо РЛС комплексов ПВО имеются другие РЛС, предназначенные для ведения разведки местности, наблюдения за передвижением солдат и техники, наведения автоматического оружия на цель в условиях ограниченной видимости, разведки артиллерийских позиций противника, корректировки огня собственной артиллерии (в том числе по координатам разрывов артиллерийских снарядов). Предполагаемые возможности таких РЛС по обнаружению малоразмерных БПЛА с ЭПР 0,01 м² могут составить от 3,5 до 12 км.
Однако, если для БПЛА с ЭПР 0,1 м² расчетные данные и фактические результаты полигонных испытаний по дальности обнаружения практически совпадают, то для БПЛА с ЭПР 0,01 м² фактические дальности обнаружения приближаются к нулевым значениям.
К дополнительным факторам, снижающим уровень ЭПР БПЛА, нужно отнести возможности быстрого изменения скоростного режима, вплоть до «зависания», что приводит с срыву сопровождения БПЛА в связи с выходом значения скорости за границы стробирования по Доплеровскому сдвигу в алгоритмах селекции движущихся целей (СДЦ) РЛС, а также использование в конструкции большого количества радиопрозрачных пластиковых и композитных материалов.
На рис. 12 показаны типовые рубежи обнаружения гипотетического БПЛА (массогабаритные характеристики БПЛА построены на основе результатов обработки статистических данных о них) для РЛС с длиной волны λ=3 см. При этом расчётные сигнатуры БПЛА под различными относительными углами пересчитаны на ЭПР плоской фигуры близкой к прямоугольной с учётом рекомендаций. Диапазон ЭПР для используемых БПЛА составил 0,05-0,5 м².
Рисунок 12. Рубежи обнаружения БПЛА с различными массогабаритными параметрами для РЛС с λ=3 см
Как показано на рис. 12, уменьшение массогабаритных параметров БПЛА до значений менее 5 кг приводит к существенному уменьшению рубежа их обнаружения, а при использовании высокой доли радиопрозрачных (пластиковых и композиционных) материалов в конструкции БПЛА делает их обнаружение с помощью РЛС фактически невозможным. Таким образом несмотря на то, что РЛС является достаточно надёжным средством контроля воздушного пространства, задача обнаружения и идентификации малоразмерных малоскоростных БПЛА с малыми ЭПР остаётся для них до сих пор нерешённой.
Обобщая вышеуказанное, можно сделать следующий вывод. Имеющиеся сегодня на вооружении традиционные РЛС разведки воздушного пространства практически неспособны проводить эффективное обнаружение малоразмерных малоскоростных воздушных целей типа БПЛА даже в беспомеховой обстановке. В подавляющем большинстве РЛС ЗРК не будут обнаруживать БПЛА с ЭПР порядка 0,01 м² и меньше. Более того, в условиях применения противником различных помех средствам РЛР, окажется, что даже имеющиеся возможности РЛС значительно уменьшатся. Фактические дальности обнаружения не позволяют обеспечить участие ПУ в управлении огнем группировок ПВО при организации и ведении обстрела малоразмерных БПЛА. Разрабатываемые перспективные РЛС, предназначенные для решения задачи обнаружения малоразмерных БПЛА, предположительно будут способны обнаруживать их на дальностях, не превышающих 3–8 км на высотах полета 100–300 м, и на дальностях 10–20 км на высотах до 1000 м. Эти дальности обнаружения перспективных РЛС могут быть удовлетворительными для обеспечения своевременного открытия огня и ведения эффективной стрельбы по БПЛА только в случае, если время реакции ЗРК, не превышает нескольких секунд.
3.2.3. Обнаружение БПЛА средствами радио- и радиотехнической разведки
БПЛА могут быть обнаруженными средствами РРТР путем приема и анализа как радиосигналов КРУ, так и бортового РЭО — радиолокационных высотомеров, РЛС, излучателей помех и т. д. Применительно к БПЛА, основным объектом радиоразведки (РР) является КРУ БПЛА, а также параметры и предаваемые по ней данные, а объектом радиотехнической разведки (РТР) — излучение бортовых РЛС, бортового РЭО, РЭС полезной нагрузки.
Преимуществом средств РРТР является то, что они позволяют однозначно идентифицировать БПЛА среди естественных объектов, со схожими характеристиками, прежде всего, птиц. Недостатком — то, что средства РРТР могут с достаточной точностью установить лишь общее направление (пеленг) на БПЛА, причем точность его определения повышается при увеличении времени наблюдения, а вот дальность и высоту до цели средства РРТР определяют со существенными погрешностями.
Анализ имеющихся наземных средств РРТР позволяет сделать вывод, что они обладают следующими типовыми ТТХ:
– функциональность: обнаружение источников радиоизлучения (ИРИ), распознавание типов функционирующих ИРИ, определение параметров средств радиосвязи и перехват передаваемых сообщений, высокоточное определение местоположения РЛС, радиостанций и постановщиков помех;
– диапазон частот ведения РР: с 3 МГц до 18 ГГц;
– диапазон частот ведения РТР: 0,5-40 ГГц;
– мгновенная полоса обзора спектра: до 2,5 ГГц;
– разрешающая способность: не хуже 1 кГц;
– скорость поиска в разведываемом диапазоне: порядка 3000 ГГц/с;
– обнаружение и пеленгование радиосвязных РЭС, излучающих в режиме ППРЧ до 1000 скачков/с;
– чувствительность радиоприемников: не хуже 5 мкВ/м;
– точность пеленгования направления на ИРИ: 0,5°-1°;
– точность определения местоположения ИРИ: на расстоянии до 150 км — 50-150 м.
Дальность обнаружения малых БПЛА средствами РРТР существенно зависят от мощности средств радиосвязи БПЛА, утечки сигналов бортового РЭО, значений коэффициента усиления антенны БПЛА и чувствительности приемника средства РРТР.
Необходимость ведения постоянного интенсивного обмена данными БПЛА с ПУ требует наличия одного или даже нескольких широкополосных каналов радиосвязи, для которых очень сложно (в современных условиях практически невозможно) обеспечить требуемую скрытность функционирования. В связи с этим, высокоинтенсивное излучение средств радиосвязи является основным демаскирующим признаком БПЛА, в том числе и малых БПЛА, относительно средств РР. Например БПЛА RQ-1 Predator, не являющейся малым БПЛА, при функционировании формирует 3-и линии радиосвязи: широкополосную УКВ-радиолинию прямой видимости (3,9–6,2 ГГц) для прямой передачи данных на наземный ПУ с пропускной способностью 4–4,5 Мбит/с; спутниковую радиолинию УВЧ-диапазона (шириной 25 кГц с пропускной способностью 16,6 кбит/с) для передачи команд управления, программ автономного полета и телеметрии; широкополосную спутниковую радиолинию Ku-диапазона для передачи полезных данных со скоростью 1,54 Мбит/с.
По сравнению с излучением средств радиосвязи БПЛА, излучение другого бортового РЭО БПЛА имеет более низкую интенсивность. К сопоставимому, по своему демаскирующему значению, можно отнести излучение бортовой РЛС, если она установлена на БПЛА. Утечка же паразитных излучений другого РЭО БПЛА, по сравнению с интенсивностью излучения средств радиосвязи и бортовой РЛС — несопоставимо мала. Все это делает обнаружение малых БПЛА для РТР сложной в техническом отношении задачей.
Расчетные значения обнаружения для малоразмерных БПЛА. Указано, что в зависимости от применяемых типов бортовых средств радиосвязи, РЛС и другого РЭО дальности обнаружения БПЛА средствами РРТР могут иметь значения от 4 до 50 км. Эти значения получены, при допущении о наличии на борту БПЛА активно работающей РЛС бокового обзора или непрерывно работающей КРУ. Однако, как указывается в, на практике эти значения для малоразмерных БПЛА будут еще более низкими, ввиду отсутствия режимов длительного непрерывного излучения, а полученные значения дальностей обнаружения на практике будут более соответствовать БПЛА среднего и крупного класса.
Показывается, что многопозиционными системами РРТР может производиться обнаружение БПЛА на дальностях порядка 250–400 км. Однако для достижения таких дальностей обнаружения требуется существенное разнесение постов РРТР — на расстояние базы 20–40 км, что в реальных условиях может оказаться затруднительным. При этом погрешность определения координат БПЛА такой многопозиционной системы РРТР составляет порядка 8-32 % от измеряемого значения дальности (в зависимости от базы разнесения постов).
3.2.4. Обнаружение БПЛА средствами оптико-электронной разведки
Средства ОЭР видимого диапазона представляют собой достаточно надёжное средство обнаружения малоразмерных малоскоростных БПЛА, представляющих сложности для средств РЛР. Однако, эффективность оптического обнаружения БПЛА существенно зависит от факторов окружающей среды, прежде всего, от времени суток и погодных условий. Обнаружение БПЛА средствами ОЭР допустимо при возможности построения проекции его визуального облика на картинную плоскость после использования всех возможных способов повышения контрастности и восстановления пропущенных элементов графического образа. Увеличение дальности обнаружения достигается за счет сужения поля зрения средства ОЭР, уменьшения зоны его обзора и увеличения времени поиска. Поэтому средства ОЭР в видимом диапазоне являются не очень эффективными устройствами для проведения поиска БПЛА. Однако, при поступлении внешних целеуказаний, например, от РЛС, эти средства могут быть эффективно использованы для сопровождения БПЛА. По сравнению с пилотируемым ЛА контрастность БПЛА, относительно фона в видимом диапазоне, является невысокой из-за меньших габаритов, отсутствия на БПЛА световых маяков, уменьшенного или отсутствующего факела двигателя и меньшей поверхности отражения. Критерии обнаружения и распознавания типа БПЛА средствами ОЭР.
На рис. 13 показаны рубежи обнаружения БПЛА по данным из работы. Эти рубежи рассчитаны для БПЛА с различными массогабаритными параметрами, для ОЭР оснащенном объективом с углом поля зрения 20° и фокусным расстоянием f =230 мм, при метеорологической дальности видимости не менее 100 км (коэффициент рассеяния в видимой области спектра γ v ≤0,0392).
С указанными на рис. 13 данными согласуется информация о расчетной дальности обнаружения БПЛА:
– нано, микро БПЛА: 300–500 м;
– средние БПЛА (типа «Тахион», «Орлан»): 500-5000 м.
Рисунок 13. Рубежи обнаружения БПЛА средствами ОЭР
В работах показано, что по данным полигонных испытаний средняя дальность визуального обнаружения БПЛА имеющимися средствами ОЭР составляет:
– при наблюдении полета БПЛА во фронт: 100–400 м;
– при наблюдении с боковых ракурсов: 150–700 м.
Опыт полигонных испытаний показал, при фактических высотах полета малых БПЛА 300-1000 м даже при применении яркой окраски их визуальное обнаружение крайне затруднено.
Применение оптического увеличения в средствах ОЭР, используемых в настоящее время в отечественных ЗРК и ЗАК в качестве дублер-прицелов, систем обнаружения и сопровождения воздушных целей, позволяет увеличить дальность обнаружения БПЛА в 4,5-14 раз, в частности:
– при увеличении 4,5-крат — до 2,2 км;
– при увеличении 14-крат — до 6,7 км.
Однако очевидно, что при оптическом увеличении будет снижаться вероятность обнаружения БПЛА по причине сужения области обзорного пространства.
При рассмотрении указанных значений необходимо учесть, что эти дальности получены для относительно идеальных погодных условий и отсутствия различных случайных помех или шумов, возникающих в ОЭС. Уменьшение дальности обнаружения в конкретных условиях по отношению к дальности в идеальных условиях приближённо можно оценить по изменению силы оптического излучения (мощность излучения на единицу телесного угла) для приемника средства ОЭР. Дымка, влажность, осадки приводят к существенному снижению прозрачности атмосферы в областях спектра, в которых работают приёмники ОЭР и делает их применение неэффективным.
Анализируя ТТХ средств ОЭР дополнительно необходимо отметить следующее. В средствах ОЭР с дискретным сканированием, время обзора рабочей области (зоны, сектора) пространства, как правило, измеряется единицами секунд. Так, средство ОЭР на зенитном ракетно-артиллерийском комплексе (ЗРАК) «Палаш/Пальма», при мгновенном поле зрения ТВ-системы 2° × 3°, обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности 6-10 км, требуемое время автоматического поиска в угловом поле — секторе 60° × 16° составляет около 3 с. При азимутальном угле обзора 180°, время однократного просмотра пространства будет приближаться к 10 с, а при азимутальном угле 360°, необходимом, например, для отражения групповой атаки с различных направлений, время обзора становится недопустимо большим. Существующие тенденции развития средств ОЭР предполагают переход к многоканальному обнаружению БПЛА, однако на существующих комплексах противодействия БПЛА такие средства не получили широкого распространения.
Помимо средств ОЭР, работающих в видимом диапазоне, обнаружение БПЛА возможно средствами ОЭР, работающими в ИК-диапазоне. Средства ОЭР ИК-диапазона особенно эффективны в ночное время. Тепло от БПЛА выделяется, в основном, силовой установкой и, в меньшей мере, электронными компонентами, а также точками торможения на несущих краях крыльев, пропеллеров и винтов. Разработчики БПЛА стараются снизить излучение в ИК-диапазоне в направлении размещенных на земле приемников и перенаправить это излучение вверх. Кроме того, в конструкции БПЛА могут использоваться материалы с высокой теплопроводностью, такие как серебро и алюминий. В каждом конкретном случае возможность БПЛА быть обнаруженным в ИК-диапазоне определяется его тепло-излучательной способностью, контрастом и площадью излучения.
Необходимо отметить, что эффективность ОЭР ИК-диапазона существенно зависит от погодных условий. В условиях дымки, влажности, осадков заметность БПЛА в ИК-диапазоне существенно снижается, особенно для длин волн λ=0,76…5 мкм. Это происходит потому, что за исключением полета БПЛА с воздушно-реактивным двигателем (ВРД) на форсированных режимах и БПЛА с ракетным двигателем твердого топлива (РДТТ), основным источником ИК-излучения являются элементы корпуса БПЛА, которые прикрывают отсеки с силовой установкой и детали выхлопной системы. Эти участки конструкции БПЛА, тем не менее, отличаются невысокими значениями тепловых потоков q ≤25…50 Вт/ср, и, соответственно, низкая сила их излучения с учётом снижения прозрачности атмосферы не позволяет использовать ОЭР ИК-диапазона для повышения вероятности обнаружения БПЛА. При этом БПЛА с электродвигателями принципиально отличаются предельно низкими уровнями ИК-заметности.
Дополнительно нужно отметить, что для снижения заметности БПЛА могут выбираться профили и направления их полета, снижающие эффективность средств ОЭР видимого и ИК-диапазона, например, заход на цель со стороны солнца или другого мощного источника видимого света и ИК-излучения.
3.2.5. Обнаружение БПЛА средствами акустической разведки
Акустическая заметность является важным дополняющим фактором, который позволяет повысить достоверность обнаружения БПЛА в условиях при которых «традиционные» средства: оптические и радиолокационные, не могут обеспечить требуемого уровня вероятности его обнаружения.
БПЛА в полёте генерирует акустические (звуковые) волны, принимаемые акустическими микрофонами, которые преобразуют акустическое давление в электрический сигнал. Источниками звуковых волн, обычно, являются двигательные установки и лопасти воздушных винтов. Частота генерируемого звука кратна частоте выхлопа горячих газов, количеству и частоте вращения лопастей воздушного винта. Интенсивность звука зависит от скорости обтекания лопастей.
В реальных средах звуковые волны затухают вследствие вязкости воздушной среды и молекулярного затухания. Звуковые волны дополнительно затухают при распространении вдоль поглощающей поверхности и, чем выше коэффициент поглощения этой поверхности, тем большее затухание она вносит в распространяющуюся волну. Однако еще более существенную роль в затухании звуковых волн играет турбулентность воздуха. В немалой степени этому способствует ветер и восходящие потоки воздуха. На низких частотах дополнительное затухание не зависит от расстояния до источника звука. А на дальних (более 4 км) расстояниях высокие частоты практически не принимаются.
Применение для обнаружения БПЛА средств АР обеспечивает:
– определение пеленга на БПЛА;
– определение класса (типа) БПЛА.
Средства АР, использующие естественные поля, обладают следующими достоинствами:
– обеспечивают устойчивое автоматическое обнаружение малоскоростных маловысотных БПЛА в любых погодных условиях, в условиях плохой оптической видимости и в условиях сложных рельефов местности;
– обеспечивают скрытность функционирования и сохранение работоспособности в условиях РЭП;
– имеют малые габариты, низкое энергопотребление и лучше других систем (в сравнении с радиолокационными, оптико-электронными) удовлетворяют критерию «эффективность — стоимость».
Акустические системы нашли своё применение в охранных системах, пограничных структурах и неплохо себя зарекомендовали при обнаружении одиночных БПЛА в относительно незашумлённых условиях.
Суммарный спектр акустического излучения тактического БПЛА обусловлен гармоническими и широкополосными составляющими. Он включает в себя гармонические оставляющие излучения двигателя, шума оборотов винта, излучение механической природы, а также высокочастотную и низкочастотную составляющие шума двигателя с непрерывными по частоте спектрами. В шуме силовой установки БПЛА, имеющей поршневой двигатель воздушного охлаждения, при отсутствии в его выхлопном тракте глушителя определяющим источником внешнего шума является поршневой двигатель. Подробное исследование возможностей обнаружения средствами АР. Результаты этого исследования показали:
– что спектры БПЛА типа «квадрокоптер» и «моноплан» имеют ярко выраженные гармонические составляющие с частотами, кратными частоте вращения винта, при этом спектр акустического сигнала «квадрокоптера» шире, чем у моноплана, что объясняется некоторым различием режимов работы их двигателей в процессе полета или при работе системы компенсации ветровых возмущений;
– для акустических сигналов БПЛА, при их когерентном накоплении, в спектре наблюдаются гармоники с частотами до 8-10 кГц, при этом при наблюдении БПЛА самолетного типа под малыми углами к направлению его движения структура спектра изменяется незначительно, что дает возможность применять накопление акустических сигналов на длительных интервалах времени;
– одним из признаков для классификации БПЛА могут быть характерные изменения спектра акустического сигнала при изменении режимов работы двигателя БПЛА.
Основными недостатками, ограничивающими применение акустических систем при решении задач обнаружения БПЛА, являются:
– низкая точность определения координат БПЛА;
– небольшие рубежи обнаружения БПЛА: до 1,5–2 км по дальности и до 1 км по высоте;
– низкая чувствительность.
Представлены следующие значения дальностей обнаружения БПЛА средствами АР:
– планерный БПЛА с электрическим двигателем — 100–200 м;
– вертолетный БПЛА с электрическим двигателем — 200–300 м;
– БПЛА с поршневым двигателем — до 2 км.
Однако, акустические характеристики силовых установок малых БПЛА позволяют осуществлять скрытное их применение с высот более 50-500 м. Эти выводы подтверждаются опытом применения Грузией в Южной Осетии мини-БПЛА «Скайларк» (израильского производства), которые вели разведку на высотах 700-2000 м. При этом, не отмечено ни одного случая их визуального обнаружения с земли по звуку.
Однако несмотря на изначально пессимистические прогнозы в отношении использования средств АР для обнаружения малых БПЛА работы в этом направлении продолжаются. Так, японская компания ALSOK представила рабочую систему обнаружения и распознавания «БПЛА-квадрокоптеров» по звуку, который они издают при полете. Система обнаружения состоит из акустических датчиков с дальностью действия 150 м, камер наблюдения и базы данных, в которой содержатся данные об уникальных акустических сигнатурах, наиболее распространенных БПЛА. Разработчики утверждают, что данная система может точно определить модель БПЛА и направление его движения.
Эти данные и другие значения характеристик БПЛА, а также основных составляющих комплекса боевого применения БПЛА могут быть использованы при разработке системы мер противодействия этим средствам.
3.3. Разработка модели угроз для защиты объекта от БПЛА (БВС)
В современном мире беспилотные летательные системы (БВС) становятся все более популярными и доступными, что приводит к росту их использования в различных сферах, включая гражданскую, военную и даже криминальную. Однако, с ростом популярности БВС возрастает и риск их злонамеренного использования.
Угрозы, исходящие от БВС, могут быть разнообразными и представлять серьезную опасность для объектов различного типа.
К таким угрозам относятся:
– Террористические акты: БВС могут использоваться для доставки взрывчатых веществ, химического или биологического оружия на объекты критической инфраструктуры, государственные учреждения, массовые мероприятия и т.д.;
– Шпионаж и разведка: БВС могут быть оснащены камерами высокого разрешения, датчиками и устройствами для сбора информации, что позволяет получать доступ к конфиденциальной информации и проводить разведку объектов;
– Диверсии и саботаж: дроны могут использоваться для повреждения или уничтожения объектов, например, путем сброса взрывчатки, поджога или нанесения механических повреждений;
– Несанкционированный доступ: БПЛА могут использоваться для проникновения на территорию объектов без разрешения, что может привести к краже имущества, нарушению работы систем безопасности или нанесению ущерба;
– Нарушение конфиденциальности: БВС с камерами могут использоваться для несанкционированного наблюдения за людьми и объектами, что нарушает их право на неприкосновенность частной жизни.
Разработка модели угроз, направленной на защиту объектов от угроз БВС, является ключевым элементом в обеспечении безопасности.
Модель угроз должна учитывать следующие факторы:
– Тип объекта: Тип объекта, который необходимо защитить (например, аэропорт, нефтеперерабатывающий завод, электростанция, правительственное здание), определяет конкретные угрозы, которые могут быть направлены на него.
– Уровень риска: Уровень риска, связанный с угрозами БВС, зависит от различных факторов, таких как географическое расположение объекта, его важность, наличие предыдущих инцидентов и т.д.
– Возможности злоумышленников: Модель угроз должна учитывать возможности злоумышленников, их мотивацию, технические навыки, доступные ресурсы (БВС, оборудование, программное обеспечение) и т.д.
– Сценарии угроз: Модель угроз должна включать в себя различные сценарии атак, которые могут быть реализованы с использованием БВС, включая способы проникновения на территорию объекта, доставки взрывчатки, сбора информации и т.д.
– Времена и периоды уязвимости: Модель угроз должна учитывать периоды времени, когда объект наиболее уязвим к атакам БВС, например, время суток, погодные условия, наличие персонала и т.д.
Процесс разработки модели угроз для защиты объектов от угроз БВС включает в себя следующие этапы:
– Сбор и анализ информации:
— Определение объекта: первым шагом является определение объекта, который необходимо защитить, включая его тип, расположение, важность и уровень риска;
–Изучение прошлых инцидентов: необходимо изучить информацию о прошлых инцидентах, связанных с использованием БВС, как в мире, так и в конкретном регионе;
–Анализ открытых источников: исследование публикаций, статей, отчетов и других открытых источников информации о БВС и их использовании;
— Общение с экспертами: консультации с экспертами в области безопасности, авиации, кибербезопасности и БВС.
– Определение угроз:
— Классификация угроз: Угрозы должны быть классифицированы по типу, масштабу, вероятности и последствиям;
— Определение мотивации злоумышленников: Необходимо понять мотивы злоумышленников, которые могут атаковать объект с использованием БВС;
— Анализ возможностей злоумышленников: Необходимо оценить технические возможности злоумышленников, включая доступные им БВС, оборудование, программное обеспечение и навыки.
– Разработка сценариев угроз:
— Создание сценариев: Необходимо разработать различные сценарии атак БВС, включая конкретные методы проникновения, доставки взрывчатки, сбора информации и т.д.;
— Анализ уязвимостей: Для каждого сценария необходимо определить уязвимые места объекта, которые могут быть использованы злоумышленниками;
— Оценка вероятности и последствий: Для каждого сценария необходимо оценить вероятность его реализации и потенциальные последствия в случае успешной атаки.
– Разработка мер противодействия:
— Определение целей противодействия: Необходимо определить цели противодействия, например, предотвращение проникновения БВС на территорию объекта, обнаружение и нейтрализация БВС, минимизация ущерба в случае атаки;
— Выбор средств противодействия: Необходимо выбрать средства противодействия, которые будут наиболее эффективными для защиты объекта от конкретных угроз;
— Разработка плана действий: Необходимо разработать план действий для реагирования на угрозы БВС, включая процедуры обнаружения, оповещения, нейтрализации и восстановления.
– Тестирование и совершенствование модели:
— Проведение учений: Необходимо проводить учения для отработки плана действий и проверки эффективности выбранных средств противодействия.
— Анализ результатов: Необходимо анализировать результаты учений и вносить коррективы в модель угроз и план действий.
— Постоянное обновление: Модель угроз должна постоянно обновляться с учетом новых технологий, тактик и сценариев атак БВС.
Основные средства противодействия угрозам БВС:
– Системы обнаружения БВС: Системы, которые могут обнаруживать БВС на ранних стадиях их полета, например, радары, инфракрасные датчики, системы оптического наблюдения.
– Системы радиоэлектронного подавления: Системы, которые могут блокировать сигналы управления БВС, нарушать их работу или захватывать управление над ними.
– Системы физического противодействия: Системы, которые могут физически нейтрализовать БВС, например, сети, лазерные пушки, специальные боеприпасы.
– Кибербезопасность: Защита сетей и систем управления БВС от кибератак, которые могут использоваться для захвата управления над ними.
– Законодательные меры: Разработка и внедрение законодательных актов, регулирующих использование БВС и устанавливающих ответственность за их незаконное применение.
3.4. Алгоритм действий при обнаружении беспилотных воздушных судов
Беспилотный летательный аппарат или беспилотное воздушное судно (далее — БВС), является беспилотным авиационным комплексом, отличительной чертой которого является отсутствие пилота на борту. Полёт такого комплекса может функционировать с различной степенью автономии: c помощью устройства дистанционного управления и с помощью системы автоматического пилотирования, функционирующей как на самом устройстве, так и на устройстве мониторинга и управления полётом.
БВС предназначены для выполнения миссий, представляющих существенную опасность для людей. Изначально они создавались предпочтительно для военных целей, но с развитием технологий нашли своё применение и в гражданских сферах.
БВС – это искусственный мобильный объект (летательный аппарат), как правило, многоразового использования, не имеющий на борту экипажа (человека-пилота) и способный самостоятельно целенаправленно перемещаться в воздухе для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной управляющей программы) или посредством дистанционного управления, осуществляемого человеком-оператором со стационарного или мобильного пульта управления, как правило, подразделяется:
– по предназначению:
— военные;
— гражданские;
– по конструкции:
— самолёт;
— квадрокоптер (мультикоптер);
— зоофоб (в форме птицы, насекомого);
– по взлётной массе и дальности действия:
— микро — и мини-летательный аппарат ближнего радиуса действия (взлётная масса до 5 кг, дальность действия до 25-40 км);
— лёгкие летательные аппараты среднего радиуса действия (взлётная масса 50-100 кг, дальность действия 70-150 км, некоторые виды до 250 км);
— средние летательные аппараты (взлётная масса 100-300 кг, дальность действия 150-1000 км);
— среднетяжёлые летательные аппараты (взлётная масса 300-500 кг, дальность действия 70-300 км);
— тяжёлые летательные аппараты среднего радиуса действия (взлётная масса более 500 кг, дальность действия 70-300 км);
— тяжёлые летательные аппараты большой продолжительности полёта (взлётная масса более 1500 кг, дальность действия около 1500 км);
— беспилотные боевые самолёты (взлётная масса более 500 кг, дальность действия около 1500 км).
Порядок действий персонала потенциальных опасных объектов террористическим посягательствам при обнаружении беспилотных воздушных судов.
Одной из новых потенциальных угроз безопасности различных видов объектов является использование беспилотных воздушных судов (БВС).
Применение (нахождение, пролёт) БВС над объектами требует своевременных четких действий со стороны персонала и сотрудников охраны соответствующих объектов. Руководителям объектов промышленности, ТЭК, транспорта, связи, ЖКХ в инструкциях персонала, обеспечивающего безопасность объекта (сотрудников охраны), должен быть определён чёткий алгоритм их действий при обнаружении беспилотных воздушных судов.
В обязательном порядке в последовательность действий при обнаружении беспилотных воздушных судов включаются следующие позиции:
– При обнаружении (поступлении информации об обнаружении) над территорией (вблизи) объекта неизвестного БВС незамедлительно сообщить об этом непосредственному руководителю объекта (службы безопасности, охранного предприятия).
– Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальные органы МВД России по НО, Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования города, службу «112».
При направлении информации с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:
— свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;
— наименование объекта (территории) и его точный адрес;
— источник и время поступления информации о БВС (визуальное обнаружение, информация иных лиц, данные системы охраны или видеонаблюдения);
— характер поведения БВС (зависание, барражирование над объектом, направление пролета, внешний вид и т.д.);
— наличие сохраненной информации о БВС на электронных носителях информации (системы видеонаблюдения);
— другие сведения по запросу уполномоченного органа.
– Выставить наблюдательный пост за воздушным пространством над территорией и вблизи объекта, которому необходимо по возможности зафиксировать время, место обнаружения, примерную высоту, скорость и курс (направление) полёта (движения), количество летательных аппаратов, а также примерную конфигурацию летательного аппарата.
– Принять меры для получения дополнительной информации в т.ч. его фото-видеосъёмки (при наличии соответствующей возможности).
– По возможности исключить нахождение на открытых площадках массового скопления людей.
– Усилить охрану, а также пропускной и внутриобъектовый режим.
– Организовать обход территории объекта в целях обнаружения подозрительных (взрывоопасных) предметов и лиц.
В случае посадки (падения) беспилотного воздушного судна на территорию расположения административных зданий наблюдатель проводит все мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям при обнаружении подозрительного предмета на территории объекта. Если беспилотное воздушное судно находится в воздушном пространстве над территорией, наблюдатель отслеживает движение ВВС и докладывает руководителю объекта об изменении его территориального положения.
– При получении от дежурных служб территориальных органов МВД России по НО, дополнительных указаний (рекомендаций) действовать в соответствии с ними.
– По решению должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченного им лица, при угрозе жизни и здоровью людей, организовать оповещение персонала о возможной угрозе, организовать (при необходимости) укрытие или эвакуацию находящихся на объекте (территории) людей. Кроме того, руководителям объектов промышленности, транспорта, связи, ЖКХ, ТЭК необходимо внести соответствующие дополнения в должностные регламенты (инструкции) персонала (сотрудников охраны), в части выполнения мероприятий по обнаружению БВС с учетом специфики и особенностей объектов. Также рассмотреть возможность обеспечения вышеуказанного персонала оптическими приборами наблюдения и средствами фото-, видео фиксации БВС.
Порядок действия населения при обнаружении БПА.
Если человек видит дрон, то необходимо сначала обеспечить собственную безопасность, спрятаться в помещении или укрыться за деревьями. После этого сообщить о случившемся в полицию или по номеру 112, указав свое местоположение.
Если беспилотник оснащен взрывным устройством, то маленькое строение (киоск или бытовку) он может повредить, а капитальное здание вряд ли. В случае обнаружения беспилотного летательного аппарата рядом с вами в первую очередь нужно быстро произвести анализ места, где вы находитесь, найти безопасное укрытие —какое-то капитальное строение, подвал.
Если дрон залетел в квартиру или на дачный участок, ни в коем случае нельзя его трогать. Жилое пространство нужно прежде всего ограничить от людей, в первую очередь от детей, затем нужно выйти из квартиры и позвонить по номеру 112.
Если к вам пришли силовики и требуют покинуть квартиру из-за атаки дрона. У прибывших спасателей и полицейских необходимо спросить документы, а в случае появления сомнений позвонить в дежурную часть полиции или ЕДДС города. Например, в регионах под видом спасателей могут действовать диверсанты.
Алгоритм действий граждан, работников при обнаружении БПЛА.
При обнаружении БВС над территорией расположения административных зданий и подведомственной территории, выставляется наблюдатель за БВС, которому необходимо по возможности зафиксировать:
– время, место обнаружения;
– примерную высоту, скорость и курс (направление) полёта (движения);
– количество летательных аппаратов, а также примерную конфигурацию летательного аппарата (если есть возможность визуально определить его форму, опознавательные знаки, окраску, оружие, боеприпасы и возможные взрывные устройства, закреплённые на нем, другие визуальные признаки);
– организовать эвакуацию работников, сотрудников учреждений или посетителей из опасной зоны (при угрозе взрыва в здании – эвакуируются все лица, находящиеся в здании); учет эвакуируемых лиц. При этом, во избежание паники, следует избегать объявления истинной причины эвакуации.
Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.
Получив сообщение (доклад) от наблюдателя об обнаружении беспилотного воздушного судна над территорией расположения административных зданий, либо в непосредственной близости к этой территории, руководитель объекта обязан:
– По средствам стационарной связи доложить об обнаружении БВС в следующие службы:
— дежурному Единой дежурно-диспетчерской службы города;
— дежурному МВД по городу;
— в службу «112».
– Зафиксировать дату и время направления информации.
В случае посадки (падения) беспилотного воздушного судна на территорию расположения административных зданий наблюдатель проводит все мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям при обнаружении подозрительного предмета на территории объекта. В случае, когда беспилотное воздушное судно находится в воздушном пространстве над территорией, наблюдатель организовывает наблюдение за БВС и докладывает руководителю объекта об изменении территориального положения БВС.
Категорически запрещается при падении БВС трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.
Учитывая возможность совершения террористических актов с использованием беспилотных воздушных судов, необходимо соблюдать следующие правила.
В случае обнаружения БВС:
– необходимо оперативно сообщить полную информацию о месте, количестве и времени выявления с привязкой к местности в следующие службы:
— дежурному Единой дежурно-диспетчерской службы города;
— дежурному МВД по городу;
— в службу «112».
– необходимо покинуть опасную зону (либо укрыться в тени зданий, деревьев), предупредить о возможной опасности других граждан.
Запрещается находиться в прямой видимости БВС, пытаться сбить его подручными предметами и иными средствами поражения, пользоваться вблизи радиоаппаратурой, мобильными телефонами, устройствами GPS.
Список использованных источников
- Алешин Б. С., Суханов В. Л., Шибаев В. М., Шнырев А. Г. Типы беспилотных летательных аппаратов // Межотраслевой альманах. 2014. № 46. — URL: http://slaviza.ru/print:page,1,1494-tipy-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov.html (дата обращения: 11.09.2024).
- Егурнов В. О., Ильин В. В., Некрасов М. И., Сосунов В. Г. Анализ способов противодействия беспилотным летательным аппаратам для обеспечения безопасности защищаемых объектов // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2018. № 1–2 (115–116).
- Логинова Н. А., Ползунов Н. В., Фролов А. С. Применение алгоритмов построения зон видимости и воздействия для обнаружения и противодействия БПЛА // Вопросы радиоэлектроники. 2012. Т. 3. № 4.
- Макаренко С.И. Противодействие беспилотным летательным аппаратам. Монография. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. – 204 с.
- Ростопчин В. В. «Напасть XXI века»: стороны одной «медали» // Авиапанорама. 2018. № 4.